Внимательно читаем название и понимаем, почему в этом списке нет Шекспира, Бена Джонсона, Филдинга, Драйдена, Байрона, Бульвер-Литтона, Шоу, Пристли или Сноу. Более того - нет в нем и Этериджа с Ванбру (потому что один раз не педераст), и даже Сирила Тёрнера (потому что "Трагедию мстителя", как всё более и более оказывается, написал не он). Хотя это доказывает, какая мощная у англичан драма - даже из отвергнутых мною авторов можно составить топ-12...
Топ-10 моих любимых английских драматургов (по хронологии)
1. Кристофер Марло(у). На мое личное ИМХО, оба "Тамерлана Великих" - посильнее, чем почти всё у Вильяма нашего Шекспира. Ну а "Мальтийского еврея" Вильям явно ограбил, когда создавал своего "Венецианского купца". Конечно, у Кристофера нет искрометных комедий, да и в целом его творчество больше "лежит в одной магистральной линии", сосредотачиваясь на описании титанизма человеческого характера во всех его проявлениях "от великого до ужасного". Но, дорогие мои, ежели Вас зарежут в трактирной драке в 29 лет (настоящий пир для конспирологов - от шпионских разборок до заказного убийства на почве литературного соперничества), как Вы докажете, что с возрастом Ваши герои и сюжеты не претерпели бы метаморфозы?.. Собственно, потому Марло любимый "объект манипуляций" для "антистратфордианцев" - тут и доказывать нечего про наличие титанического таланта.
2. Томас Мидлтон. Многие годы Мидлтон для меня был автором юморительной, искрометной и феерической, но всё-таки всего одной комедии в сборнике "Младшие современники Шекспира" - "Безумный мир, господа!". А прапорщик Гавбой стал моим личным мемом - я его постоянно вспоминаю к месту, и не к месту: засел в памяти, как гвоздь, этот второстепенный персонаж пьесы о том, как все друг друга дурачат и надувают. Но совсем недавно я узнал о жарких баталиях и дебатах, в которых ученые-филолухи уже практически доказали, что "Трагедию мстителя" (из того же сборника) о герое, разрушающим свою жизнь ради мести за погубленную возлюбленную, написал тоже Мидлтон (а не Тёрнер). Ну что ж, два раза - это уже тенденция...
3. Джон Уэбстер. В истории английской драматургии он назван "мрачным Уэбстером", потому что его коньком были трагедии, в которых "короче, все умерли". Самая яркая (м всеми признанная шедевром английской драматургии) - "Герцогиня Мальфи", в которой женщина связывает свою судьбу с человеком, стоящим ниже ее на социальной лестнице, а он губит и ее, и ее семью, члены которой не могут "вынести позора"... В общем, Шекспир-то в некоторых сценах отдыхает. И да - комедии "мрачному Уэбстеру" совсем не удавались.
4. Томас Отуэй (Отвей). Типичный "беспутный гений", "актер театров", спускавший свои немалые гонорары на вино, друзей и шлюх, отчего и помер в 34 года. Однако успел написать несколько пьес, в том числе и лучшую свою - "Спасенная Венеция", действие которой крутится вокруг "заговора Бедамара". Этот сюжет потом откровенно сопрет Артуро наш Перес-Реверте для своего "Моста убийц", сдвинув для самых умных действие на несколько лет - чтобы уж совсем никто не догадался... А сама по себе пиеса зрелищная, с массовкой и прочими театральными неожиданностями.
5. Уильям Конгрив. Автор всего нескольких "комедий нравов", заслуживший, однако, за них прозвище "английский Мольер". "За гуманизм и дело мира отважно борется сатира" - это про него и про его пьесы. Его герои выпутываются из сложных интриг сообразно своим характерам и образу жизни - юзая цинизм, изворотливость, надувая друг друга и постоянно терпя неудачи из-за того, что "ничего не идет по плану", но тем не менее "упав, всё равно поднимаются". Своего рода "плутовские романы на сцене", в которые, тем не менее, "привнесена мораль", чтобы зритель всё-таки не сомневался - добродетель восторжествует, а порок накажут. Ну так, пошлепают по попке...
6. Джон Гей. Обладатель веселящий недоразвитые умы фамилии, создал... оперу. Бросил на спор вызов господствовавшей тогда тупой и бессмысленной (по сюжету) итальянской опере, сочинив "Оперу нищих" про жизнь "лондонского дна" - криминального трактирщика-пахана, его подельника "капитана" Мэкхита и дочь трактирщика Полли, чистой душой ребенка полюбившую гопнического "капитана"... Да-да, сюжет потом беспардонно сопрет некий немец Бертольд Брехт, превратив ее в "окончательную фарсу" и заменив популярные во времена Гея оперные (скорее уж оперетточные) арии более актуальными в ХХ веке балладами и зонгами. Зато у Гея было еще и продолжение про приключения героев первой пьесы в Америке.
7. Джордж Фаркер. Еще один представитель группы "настоящие драматурги умирают в молодости", едва дотянувший до 30 лет. Две лучшие (они же последние) его пьесы - "Офицер-вербовщик" и "Хитроумный план щеголей", о которых я совсем недавно подробно писал в оном ЖЖ. Герои Фаркера - не проходимцы и не "мучаемые страстями титаны", они обычные добродушные расп... прекрасные, в общем, люди, но не любят тяжелый труд и скучную унылость повседневного существования. Потому и пускаются на что угодно, лишь бы урвать кусочек "легкой жизни", и "чтобы им за это ничего не было"...
8. Ричард Бринсли Шеридан. В каком-то смысле для литературы ирландец Шеридан умер тоже рано - бросив изящную словестность ради занятия политикой (и не так чтобы в оной сильно преуспев) в возрасте 38 лет (хотя долгие годы оставался "на театре" в должности директора Друри-Лейн). Однако к тому времени он уже успел написать и "Школу злословия" (в представлении не нуждается), и "Дуэнью" (ага, "рьям-там-тари-дари-рам" - это тоже он), и "душепищательную" трагедию "Писарро" (про "того самого" Писарро), и "ИКрометную" сатиру "Критик". В общем, "застолбил себе место в...".
9. Алан Милн. Большинство же читателей как - раз написал раз в жизни книжку про плюшевого медведя, значит "а, этот...". А вот и тот еще медведь. Милн - автор прекрасных (тонких и лиричных) рассказов, чисто "классически английских" (с изрядной долей иронии - как и всё, что он делал) детективов, а также блестящих пьес. Сперва они кажутся "глупыми безделками", ибо в них никто не страдает от социальной несправедливости, не бичуются алчные пороки и порочная алчность, нет даже отрицательных персонажей. Однако чем дальше вникаешь в "Ариадну", "Мистер Пим проходит мимо" или "Романтический возраст", тем больше нравятся всё та же ирония, умение "раскрутить интригу на пустом месте" (без роковых красавиц, зловещих отравителей или даже переодетых племянников), а паче всего - потрясающие женские (именно что) характеры. Героини Милна - натуры не фанатичные, но упорные, они твердо убеждены, что "не для мебели тут сидят", а всем, кто в этом сомневается, в итоге достается по носу...
10. Том Стоппард. Даже если бы "чехо-англичанин" всего лишь срежиссировал фильм с Олдманом и Ротом, он навсегда бы вошел в "мировые классики". Но он еще и пьесу эту написал. Да и не одну ее - "Травести" (где Ленин прыгает по сцене вместе с дадаистами), "Аркадия" (одна из сильнейших пьес мировой драматургии о любви и воображении) и "Берег Утопии" (про пошлых и скучных людей Герцена, Огарева, Бакунина и пр.) заслуженно признаны шедеврами мирового уровня. Но Стоппард хорош тем, что даже в какой-нибудь "скетчевой фигне", типа "Настоящего инспектора Хаунда" или "Художника, спускающегося по лестнице" его остроумие сияет такими же яркими гранями. Вообще, это автор, у которого я читаю всё (и только один раз был разочарован - "Изобретением любви")...