Некропостинг из 2019 года.
Топ-10 книг гансов-михелей, которые таки надо прочитать (в хронологической последовательности)
1. "Парцифаль" Вольфрама фон Эшенбаха. Немцы всегда были сильны своим систематизирующим и упорядочивающим началом. Фон Эшенбах взял незаконченную попытку француза Кретьена де Труа ("Персеваль") изложить от начала и до конца миф о Граале - и изложил, закончив и тщательно оную расписав "в ширину". Ну и неплохие стихи. В общем, образцовый рыцарский роман.
2. "Рейнеке-лис". Сочинение анонимного автора XV века. Знаменитый "звериный эпос" в стихах и по-немецки. Рейнеке - он то ли мелкий рыцарь, то ли зажиточный поселянин, счастлив со своим семейством. Но его достают всякие дворяне - волки, медведи, рыси и прочая хищная шушера. А когда лис с ними по-своему расправляется, они жалуются императору - льву. И тут Рейнеке приходится попотеть, чтобы спасти свою шкурку...
3. "Корабль дураков" Себастьяна Бранта. Сюжет незамысловат - в царство Глупости за лучшей долей снаряжается корабль, на котором туда поплывут всяческие дураки, загружающиеся в трюм. Всех сословий, чинов и профессий - перед нами проходит панорамная сатирическая "карусель" XV столетия.
4. "Афоризмы" Георга Лихтенберга. Афоризмы - самый философский жанр в литературе. А писатель-публицист XVIII века Георг Лихтенберг - король афоризма. Ну, например: "Если при столкновении книги с головой раздается пустой звук - не всегда виновата книга"...
5. "Шельмуфский" Христиана Рейтера. Шельмуфский - это такой предтеча барона Мюнхгаузена в XVII веке, но подурнее и поленивее. Он, прошлявшись неведомо где, врет своим родным о том, как побывал в неведомых землях (например, у Великого Могола), но его постоянно разоблачают "случайные свидетели". В общем, фантазии балбеса. Но смИшно.
6. "Приключения Мюнхгаузена" Распэ или Бюргера (кого хотите - оба немцы). Ну, не надо, наверное, рассказывать, кто такой Мюнхгаузен, и про что книга - это давным-давно уже наш, "русский-народный" персонаж. Правда, стараниями в основном Горина и Захарова. Но даже они опирались весьма твердо на оригинал...
7. "История абдеритов" Кристофа Мартина Виланда. Друг Гёте, Виланд был поумнее (намного) и поозорнее (на 100%, хотя на Гёте-ноль делить нельзя). "История абдеритов" - вымышленная летопись древнегреческого города Абдеры, про жителей которых уже в Древней Греции ходили анекдоты как о людях весьма недалеких. Виланд смеется, конечно, не над греками, а над современной Германией - это жесткая пародия, переходящая местами в сарказм. Знаменитый "Процесс о тени осла" - он именно отсюда.
8. "Ночные бдения". Автор укрылся под псевдонимом Бонавентура. Наиболее распространенная версия - что это забава молодости известного философа Йозефа Шеллинга. Романтические истории, пародирующие популярные в самом начале XIX века "кладбищенские рассказы" и "сентиментальную прозу", от лица ночного сторожа. Очень оригинальное и мало на что похожее произведение.
9. "Драмы" Хайнриха фон Кляйста (Генриха фон Клейста). Их немного - автор умер (покончил с собой) молодым, будучи затравлен тупым Гёте. Но каждая из них - шедевр. "Робер Гискар" - герой умирает накануне триумфа. "Разбитый горшок" - юморительная комедия "по мотивам" картины Брейгеля. "Кетхен из Гейльброна" - красивая средневековая сказка. "Принц Гомбург" - история о воинском долге и любви. "Пентесилея" - о темной стороне "отношений М и Ж". А новелла "Михаэль Кольхаас" - о взбеленившемся бюргере, который решился ради справедливости на "немецкий бунт, бессмысленный и беспощадный".
10. "Житейские воззрения кота Мурра". Итоговое и лучшее произведение Эрнста Теодора (Вольфганга) Амадеуса Хофмана. Романтическая история жизни и любви придворного музыканта Иоханнеса Крейслера перемежается (по нерадивости издателя) автобиографией самого настоящего кота Мурра, пародирующей "обычные" мемуары.