Игры на тиЯтрах - 7

Sep 23, 2022 00:19

Выход, поклон, уход…

Ясен пень, надо было с этого начинать - ну, примерно сразу после разговора о том, откудова взялись все эти трагедии и драмы сатировы (про комедии речь у нас будет «немного попередь»). Однако у меня для вас другого рассказчика нетЪ - когдамест вспомнил, тогдамест и написал… Так что сегодня - вельми важная серия про структуру античной драмы как действа на тИЯтре, и как оно «налОживалось» (можно даже сказать, «клалось») на каноны написания древногреческих пиес.



Архилохос

Вспоминайте то, о чем в предыдущих сериях было уже писано - в Афинах (не в Спарте, там - сатирова драма) тИЯтральные представления произошли от хоровых песнопений в честь бога Дионисоса, каковые (песнопения) называлисЯ дифирамбы (термин неясной этимологии - филолУХи увлеченно срутся). Первые в мире (ну, дошедшие до нас) дифирамбы написал поэт Архилохос (ум. 640 год до н. э.), живший на острове Парос (он там трудился жрецом богини Деметры, и прославился в основном иными стихами - ямбами, комическо-поносными песнями). Классическую же четкую композиционную структуру дифирамбу придал поэт Арион из Метимны (Мефимны), живший в конце VII - начале VI века до н. э., тот самый, который, по легенде, спрыгнул от пиратов в море и был спасен дельфинами (А. Сы. ПушкинД). Именно он (считается что) разделил «песнопень» на три части - парод[ос], стасим[ос] и эксод[ос].

Парод - вступительная часть дифирамба, которую хор поет, торжественно двигаясь на орхестру - часть театра, где он, собственно, стоял и выступал. Кстати, слово «парод» также стало обозначать сам проход (открытый коридор), ведущий на орхестру. Стасим - часть дифирамба, исполняемая хором неподвижно-статично, когдамест он стоит в орхестре. Тогда же, когда хор торжественно уходил с орхестры, завершая дифирамб, он пел эксод. Остается лишь добавить, что состязание хоров в пении дифирамбов первым придумал и устроил поэт и музыкант Ласос из Гермионы в VI веке до н. э.



Великий поэт дифирамбами, а також гимнами и одами - Пиндарос

Далее дифирамб развивался как самостоятельный вид античных искусств - в нем появилось музыкальное вступление анабола, в этом жанре трудились великие поэты Бакхилидес, Пиндарос из Фив, Тимофеос из Милета. А драма развивалась «сама по себе» (захватимши из сатировой драмы хор сатиров, превративших ея в «трагедию - см. пЕРдыдущие серии), но трехчастную схему позаимствовала, поскольку (особенно вначале) хоровые арии составляли значительную ея часть. Однакож чем далее, тем более в трагедиях и сатировых драмах появлялись актеры - протагонист, антагонист, тритагонист, у них появились свои партии, и схема «разветвилася». Теперь каждая пиеса начиналась прологом - сольным выступлением одного актера, который как бы вводил зрителей в тему того, о чем пойдет речь. Часто это было какое-то божество, также часто этот персонаж более в драме не появлялся.

Затем следовал парод - выход хора на орхестру. Одновременно с ним выходил агонист (если он вообще не оставался после пролога, будучи тем же самым персонажем) и начинал свои монологи и диалоги - с хором (предводителем хора) и другими агонистами, появляющимися по ходу действия. Всё сие называлось эписодион. В трагедии или сатировой драме их было обычно от двух до четырех. Заканчивался каждый эписодион хоровой партией - стасимом, «отбивавшим смысловой кусок», после чего следовал новый эписодион (чаще всего в них менялись агонисты, но не всегда). Каждый стасим делился на строфу и антистрофу, которых было несколько (от двух-трех минимум) - их пели половины хора, как бы беседуя друг с другом (ли же развивая мысль друг друга), иногда последняя строфа не была парной и зваласЯ эпод. А последний эписодион драмы заканчивался не стасимом, а эксодом - песней уходящего хора. Кстати, в отличие от стасима, во время эксода агонисты тоже продолжали подавать реплики. Ну и, наконец, совсем не в каждой трагедии, но в довольно большом их числе имелся коммос - общая песнь агонистов и хора, обычно трагическая, в момент кульминации действия.



Схема древнОгреческоВА тИЯтра

Ну и немного об устройстве древнОгреческого тИЯтра аки места для игрищ. В начале всего была орхестра - буквально «место для плясок», круглая площадка, где стоял хор. Также на ней размещалась фимела - жертвенный алтарь Дионисоса. На ступенях алтаря стоял и играл, задавая хору ритм, авлет (флейтист), а также протагонист (когда исчо он был один-единственный). Вокруг орхестры амфитеатром (уступами) размещался театрон - «место для зрелищ», каменные скамьи, где сидели зрители. Первые места со спинками, балдахином и иногда из мрамора или прочего «благородного» камня предназначались для знатных и знаменитых граждан, а також для иностранных послов. За орхестрой, насупротив театрона, располагалась скена - палатка для переодевания актеров.

Первую скену, по преданию, построил Эсхилос - ведь это он придумал менять актерам маски и плащи. Постепенно она превратилось в сложное сооружение. По бокам от скены стояли параскении - башенки для улучшения акустики и усиления резонанса, прообраз нынешних акустических колонок. На переднем фасаде скены - проскении - крепились декорации (придуманные Софоклесом). Проходы промеж театрона и орхестры звались пародами (см. выше) - по ним зрителЯ входили и рассаживались по местам, а во время трагедии выходил хор и агонисты. Если персонажи заходили через левый парод, то считалось, что они прибыли из дальней страны, тот же, кто приходил кагбэ из ближних мест, входил через парод справа.

Игруны тиятров, Рытературное

Previous post Next post
Up