Выход, поклон, уход…
Ясен пень, надо было с этого начинать - ну, примерно сразу после разговора о том, откудова взялись все эти трагедии и драмы сатировы (про комедии речь у нас будет «немного попередь»). Однако у меня для вас другого рассказчика нетЪ - когдамест вспомнил, тогдамест и написал… Так что сегодня - вельми важная серия про структуру античной драмы как действа на тИЯтре, и как оно «налОживалось» (можно даже сказать, «клалось») на каноны написания древногреческих пиес.
Архилохос
Вспоминайте то, о чем в предыдущих сериях было уже писано - в Афинах (не в Спарте, там - сатирова драма) тИЯтральные представления произошли от хоровых песнопений в честь бога Дионисоса, каковые (песнопения) называлисЯ дифирамбы (термин неясной этимологии - филолУХи увлеченно срутся). Первые в мире (ну, дошедшие до нас) дифирамбы написал поэт Архилохос (ум. 640 год до н. э.), живший на острове Парос (он там трудился жрецом богини Деметры, и прославился в основном иными стихами - ямбами, комическо-поносными песнями). Классическую же четкую композиционную структуру дифирамбу придал поэт Арион из Метимны (Мефимны), живший в конце VII - начале VI века до н. э., тот самый, который, по легенде, спрыгнул от пиратов в море и был спасен дельфинами (
А. Сы. ПушкинД). Именно он (считается что) разделил «песнопень» на три части - парод[ос], стасим[ос] и эксод[ос].
Парод - вступительная часть дифирамба, которую хор поет, торжественно двигаясь на орхестру - часть театра, где он, собственно, стоял и выступал. Кстати, слово «парод» также стало обозначать сам проход (открытый коридор), ведущий на орхестру. Стасим - часть дифирамба, исполняемая хором неподвижно-статично, когдамест он стоит в орхестре. Тогда же, когда хор торжественно уходил с орхестры, завершая дифирамб, он пел эксод. Остается лишь добавить, что состязание хоров в пении дифирамбов первым придумал и устроил поэт и музыкант Ласос из Гермионы в VI веке до н. э.
Великий поэт дифирамбами, а також гимнами и одами - Пиндарос
Далее дифирамб развивался как самостоятельный вид античных искусств - в нем появилось музыкальное вступление анабола, в этом жанре трудились великие поэты Бакхилидес, Пиндарос из Фив, Тимофеос из Милета. А драма развивалась «сама по себе» (захватимши из сатировой драмы хор сатиров, превративших ея в «трагедию - см. пЕРдыдущие серии), но трехчастную схему позаимствовала, поскольку (особенно вначале) хоровые арии составляли значительную ея часть. Однакож чем далее, тем более в трагедиях и сатировых драмах появлялись актеры - протагонист, антагонист, тритагонист, у них появились свои партии, и схема «разветвилася». Теперь каждая пиеса начиналась прологом - сольным выступлением одного актера, который как бы вводил зрителей в тему того, о чем пойдет речь. Часто это было какое-то божество, также часто этот персонаж более в драме не появлялся.
Затем следовал парод - выход хора на орхестру. Одновременно с ним выходил агонист (если он вообще не оставался после пролога, будучи тем же самым персонажем) и начинал свои монологи и диалоги - с хором (предводителем хора) и другими агонистами, появляющимися по ходу действия. Всё сие называлось эписодион. В трагедии или сатировой драме их было обычно от двух до четырех. Заканчивался каждый эписодион хоровой партией - стасимом, «отбивавшим смысловой кусок», после чего следовал новый эписодион (чаще всего в них менялись агонисты, но не всегда). Каждый стасим делился на строфу и антистрофу, которых было несколько (от двух-трех минимум) - их пели половины хора, как бы беседуя друг с другом (ли же развивая мысль друг друга), иногда последняя строфа не была парной и зваласЯ эпод. А последний эписодион драмы заканчивался не стасимом, а эксодом - песней уходящего хора. Кстати, в отличие от стасима, во время эксода агонисты тоже продолжали подавать реплики. Ну и, наконец, совсем не в каждой трагедии, но в довольно большом их числе имелся коммос - общая песнь агонистов и хора, обычно трагическая, в момент кульминации действия.
Схема древнОгреческоВА тИЯтра
Ну и немного об устройстве древнОгреческого тИЯтра аки места для игрищ. В начале всего была орхестра - буквально «место для плясок», круглая площадка, где стоял хор. Также на ней размещалась фимела - жертвенный алтарь Дионисоса. На ступенях алтаря стоял и играл, задавая хору ритм, авлет (флейтист), а также протагонист (когда исчо он был один-единственный). Вокруг орхестры амфитеатром (уступами) размещался театрон - «место для зрелищ», каменные скамьи, где сидели зрители. Первые места со спинками, балдахином и иногда из мрамора или прочего «благородного» камня предназначались для знатных и знаменитых граждан, а також для иностранных послов. За орхестрой, насупротив театрона, располагалась скена - палатка для переодевания актеров.
Первую скену, по преданию, построил Эсхилос - ведь это он придумал менять актерам маски и плащи. Постепенно она превратилось в сложное сооружение. По бокам от скены стояли параскении - башенки для улучшения акустики и усиления резонанса, прообраз нынешних акустических колонок. На переднем фасаде скены - проскении - крепились декорации (придуманные Софоклесом). Проходы промеж театрона и орхестры звались пародами (см. выше) - по ним зрителЯ входили и рассаживались по местам, а во время трагедии выходил хор и агонисты. Если персонажи заходили через левый парод, то считалось, что они прибыли из дальней страны, тот же, кто приходил кагбэ из ближних мест, входил через парод справа.