Хакан Вольдемар и его багатуры - 20

Apr 15, 2022 00:51

Конунг Греческий и Петр-царевич (продолжение)

«Илья Муромец и Калин-царь». С князем Владимиром Моровлин постоянно был аки кошка с собакою. В очередной раз прошлявшись незнамо где и спустив все грОши, воротился богатырь во Киев-град - и сразу в кабак, требует налить ему на дармовщину. Говорят «чумаки-целовальники» (чумаки в Украине и на юге России возили и продавали в том числе и вино, а целовальники - содержатели кабаков в России): «А й ты, старая собака, седатый пес! Да не дадим мы без денег зелена вина». (Абсенту, сцука модернистская, требовает!) Тогда Илья раздербанил погреб, выкатил три «бочки сороковые», созвал всех «голей кабацких» и спочал им бесплатно наливать. Сам же притом упился до чертей: «Да Илья-то Муромец скидал с себя шубу соболиную, Обливал эту шубу зеленым вином, Сам волочил по лужечку зеленому, Он ко шубе приговаривал: „Уливайся, моя шуба, зеленым вином. Сулит ли мне Бог волочить собаку царя Калина Да по этому лужочку зеленому, А ему от моих белых рук плакати“».



Жри давай, а то помрешь! (кликабельно)

Чумаки-целовальники настучали князю, и у того случился незапВный приступ тиранства - он приказамши кинуть Муромляна в подвал и не кормить 40 дней, «Да пусть он помрет, собака, и с голоду». Однако княгиня Апраксия прокопамши тайный лаз, по которому носила узнику еду. В другой редакции постаралась какая-то анонимная княжна (дщерь князя), которая три года кормила-поила Муромца, а исчо «Приказала сделать да ключи поддельные, Положила-то людей да потаенныих, Приказала-то на погреб на холодныи Да снести перины да подушечки пуховые, Одеяла приказала снести теплые, Она ествушку поставить да хорошую И одежду сменять с нова на ново». И не зря - ибо наехал на Киев-град «собака Калин-царь» и потребовал сдать ему город и заставить весь по улицам винищем, чтобы было чего пить…

Тут самое время поразмышлять над тем, кто есть этот «собака Калин-царь». Вроде как пришли с ним «татаре». Одна остроумная версия переводит слово «собака» на мунгальский и получает «нохой», что созвучно с Ногаем (по-ногайски Ногай, по-татарски Нугай, по-монгольски Нохай), беклярибеком (премьер-министром) [Золотой] Орды в 1256 - 1300 годах. Другая вещает, что «калин» во всех тюркских языках означает толстяка и глупца («жирдяй», короче). Но с чего бы древноруссиянам переводить мунгальские имена или прозвища, они чо, лингвиЗДы? К тому же мусульманы, как известно, вина не пьют, и требование выставить везде бочки с ним от них гиперстранное. Вторая версия гласит, что злодей сей - Калоян, то бишь болгарский царь Йоанн II (ака Йоанница) Асен, правивший в 1197 - 1207 годах и много воевавший с крестоносцами, захватившими Константинополь в 1204 году, и с ромеями, пытавшимися спасти остатки своей империи. «Калос» по-гречески «прекрасный», потому царя звали «Прекрасный Йоанн», то бишь «Калоиоаннис», что сами греки издевательски переделали в «Скилоиоаннис», то бишь «Иоанн Собака» (вот воно!).



Царь Калоян, восстановленный по своему черепу

В 1207 году Калоян с большим полчищем осадил город Фессалонику, ака Солунь (еще остававшийся в руках ромеев), но во время осады внезапно помер. Молва приписала подвиг его убиения св. Деметриосу Солунскому, местному святому воину, и внесла его в житие. А поскольку на Руси св. Димитрий был очень популярен, как и его житие, то рассказ об убиении «царя собаки Калояна», «ушел в народ и оброс деталями». Версия неплохая, хотя всё равно только версия (как и аще практически все исторические параллели в оном сериЯле - если кто не понял до сих пор). Ну а третий вариант прототайпа четко и недвусмысленно обозначен в некоторых версиях старИны, в которой собаку царя величают… Мамаем. Персонаж, в особых представлениях не нуждающийся. Но и тут, понятное дело, без Дмитрия в итоге не обошлось (даже без обоих - ведь св. Дмитрий Солунский был небесным покровителем названного в его честь князя Дмитрия Московского), и обе версии, как шарлатанский Уроборос, жрутЬ себя за хвосты…

Вернемся же в Киев - князь выпросил отсрочку на три года, три месяца и три дня (знамо дело - всех из града выселить да напасти стокмо винища…). Владимир, естественно, ничо не сделал (видимо, думал, что «авось само рассосется как-нть») и когда собака Калин снова явился, начал руки ломать и вопиять - помер Илья, некому за нас заступиЦЦО! Тут ему Апраксия (или же дщерь Анонима) и гворит - не помер, мы его подкармливаем. Муромляна из погреба вынимают, кормят-поят и слезно просят защитить народ хрестьянский от поганищ бесермянских. Тот согласился, пошел к себе в покои, «И садился тут Илья да на добра коня, Брал с собой доспехи крепки богатырские: Во-первых, брал палицу булатную, Во-вторых, брал копье боржамецкое, А еще брал свою саблю вострую, А й еще брал шалыгу подорожную, И поехал он из города из Киева». (Боржамецкое, ака мурзамецкое - татарское.)



Болгарская икона XVIII века - св. Деметриос побияет Калояна (кликабельно)

Ездил Илья вокруг войска татарского со всех сторон - до-хре-ни-ща. Наконец, нашел поодаль шатер, где ховалися «богатыри святорусские»: Самсон Самойлович и исчо 11 человек. Позвал он их биться с собакою-царем, а они в отказ: не будем, грят, за Владимира сражатися, «У него ведь есте много да князей, бояр, Кормит их и поит да и жалует, Ничего нам нет от князя от Владимира». (И так три раза.) Поехал тогда Моровлин одит биться - мял-мял татаровей, а их не убывает. И говорит ему конь человеческим голосом: «Не побить тебе той силушки великии: Нагнано у собаки царя Калина, Нагнано той силы много множество», и есть три «подкопа» у них, из которых нам не выскочить. Пошто богатырь начал уже коня своего плетками по балде конинской избивать - любит он это дело в старИнах, хлебом не корми, куда смотрели древние русские зоозащитники. А сталось всё, как лошадь говорила - провалились оне в «подкопы», из двух коняга его вытащил, а из третьего не смог. Схватили Илью татарове и притащили к собаке Калину.

Который оказался глуп и неграмотен - не читал старИн и не знал, что подкупать русских богатырей бесполезно. А он приказамши Муромца развязать и стал звать за стол и «ваще себе служить». Но Муровлянин пошел в отказ, схватил какого-то татарина за ноги и начал им же его же приятелей убивать, а потом свистанул - и конь прибежамши. И пульнул он с коня стрелу в шатер с 12 богатырями, и прискакали Самсон сотоварищи, и все вместе оне войско перебили вражинское, а собаку Калина-царя привезли в Киев, где он запищал человеческим голосом: «Ай же ты, Владимир-князь да стольнокиевский! Не сруби-тко мне да буйной головы. Мы напишем промеж собой записи великие: Буду тебе платить дани век и по веку А тебе-то, князю я Владимиру!». На чем и порешили… Такова былина.

Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь и лайкайте.

Рытературное, Бабылины

Previous post Next post
Up