Топ-10 древнегреческих поэтов

Aug 14, 2015 13:27

Поэзия - это вам не "про заек", тут надо слова расставлять так, чтобы было красиво (чтобы создавался ритм, чтобы появлялась мелодичность и еще много разных "чтобы"). И вся наша современная европейская поэзия выросла из древнегреческой шинели. Поэтому люди, гордо претендующие на титул "образованные человеки", должны знать...

Топ-10 поэтов Древней Греции

1. Гомер. Ну естественно - куда ж древняя греческая поэзия без старого нашего Гомера. И дело даже не в том, что "Илиада" (ну, и "Одиссея" тоже") само по себе "красиво в стихах", а в том, что произведения эти лежали двумя китами подо всей ветхоеллинской" культурой - цитаты, образы, сюжетные линии и пр. из них юзались бесконечно. И потому тот, кто хочет изучать древних греков, но не хочет читать Гомера - ему лучше заняться чем-то иным...



2. Тиртей. Не только поэт, но еще и первый в мире военный психолог. Когда великоужасномогучие спартанцы воевали с подлогрязнослабыми илотами Мессении и сливали им, они попросили помощи у Афин. Афиняне же, посмеявшись, отправили им хромого учителя Тиртея задолбавшего своими песнями. Однако старикан оказался супероружием - сочинив несколько героических гимнов, он заставил спартанцОв их петь, отчего от отчаяния они бросились на илотов и победили. А нынче по отрывкам из Тиртея историки умудряются даже греческую фалангу изучать...



3. Архилох. Первый в мире народный поэт, презревший "эпосы эти ваши, шмепосы". Он раскусил, что пипл "лучше хавает" простой язык и простой размер, а также чтобы было "про меня и смИЩно". Таковы стихи Архилоха, где он описывает свое "жУтьё-бУтьё" в жанре "за гуманизм и дело мира отважно борется сатира". Например, "а вот я бросил щит и сбег, и теперь какой-то ихний перц гордо махает моим щитом, зато я живоё, бе-е!". Понятное дело, что творчество его было среди ветхоеллинского пиплоса вельми популярно...



4. Алкей. Первый "поэт-многостаночник" (писал и про богов, и про выпить, и про побабам), но самые выдающиеся у него стихи - это первые в мире "песни протеста", отражающие "реалии политической борьбы" на его родине, лесбосской Митилене. Некоторые древние греки кощунственно заявляли, что Алкей - лучший поэт всех времен! Ну, и еще у них, вроде как, были шуры-муры с Са[п]фо - ну прямо как Гумилев и Ахматова...



5. Симонид Кеосский, ака Младший. Человек, произведший революцию в искусстве, ибо первым стал непросто брать деньги за стихи - еще и вымогал оные, заявляя, что "вознаграждение должно быть достойным". А когда его попросили написать стих "за спасибо", ответил, что "спасиб" у него полный сундук, а вот сундук с золотом - пустой. Впрочем, стихи у него получались, и по общем признанию литераторОведов, Симонид - один из лучших греческих лириков (то бишь, автор, выражающий личные субьективные переживания), хотя большинство его стихов "намеренно грустные".



6. Пиндар. А вот Пиндар-то, видимо, является самым лучшим греческим лириком, что доказывает хотя бы тот факт, что сочинений его сохранилось "очень много" - целых четыре цикла хвалебных песней по поводу побед спортсменов всяких на играх всяких (Олимпийских, Истмийских, Пифийских и Немейских). Хотя победа и спортсмен были лишь поводами для "художественного полотна" на всякоразные темы. И, в отличие от многих ветхоеллинских коллег, сочинения Пиндара вдохновляли подражателей вплоть до XIX века - он считался "образцово-показательным" для жанра "торжественная ода".



7. Бакхилид, ака Вакхилид. Творил в том же примерно жанре, что и Пиндар, был его младшим современником, стихов его сохранилось меньше, а еще он был племянником Симонида. Так что "поэтом быть он был обязан", но "не главным". У него нет "размаха мощи и полета мысли" Пиндара, зато он концентрируется на деталях и их тщательной обработке. Хотя его очень ценили греки древние, нашли папирусы с текстами только в позапрошлом веке, и посему известен он намного меньше.

8. Тимофей Милетский. В любой поэзии рано или поздно появляются модерн и декаданс (это только глупые декаденты ХХ века думали, что чего-то там изобрели), когда намеренный отказ от устоявшихся форм и конструирование из их обломков "чего-то нового и необычного" становится "трендом". Именно этим и занимался Тимофей - он начал с того, что присобачил на арфу восьмую струну (кощунство! на одном из состязаний ему даже ее намеренно порвали - "ибо нефиг!"), а закончил произведением "Персы" (ну как закончил - это почти всё, что от него осталось), поражающим необычностью построения фраз, попытками передать словами движения, намеренным искажением языка в устах варваров и пр. вещами, шокировавшими образованных греков.

9. Каллимах из Кирены. Когда "настоящая Греция" захирела под грубой пятой македонских поработителей, и наступил всеобщий эллинизм, центр культурной жизни греков перенесся в птолемеевскую Александрию. Тут сложилась целая "Александрийская поэтическая школа". И "директором" этой школы был Каллимах - самый крупный и значительный поэт своей эпохи. Особенно удавались ему гимны в честь разных божеств и эпиграммы (греческие - то бишь надгробные надписи, жанр эпитафии).



10. Герод. Еще один "александрин". Автор всего нескольких небольших сценок в стихах - мимов, написанных холиямбом, потому и названных мимиямбами. Сводня подкатывает к молодой женщине, отрабатывая бабки ее поклонника; мать привела нерадивого шкета к учителю, чтобы он его выпорол; сводник пытается вчинить иск клиенту за "недостойное поведение" - вот темы этих скетчей, милые и простодушные в своей милоте и простодушии. Весьма забавные сочинения.



топ-10, Рытературное

Previous post Next post
Up