Курс молодого бойца
Родился Антонио де Санта-Анна (именно так предпочитал сокращать свое длинное именование сабж) 21 февраля 1794 года в городке Халапе провинции Веракрус. Родители его, Антонио Лопес де Санта-Анна и Мануэла Перес де Леброн, принадлежали ко "второму классу" креолов, в который входили обычно юристы и священники (в первый - помещики-аристократы, так что положение в обществе довольно солидное). "Папа-юрист" одно время занимал чиновничью должность в армии, так что после окончания школы решено было 16-летнего Антонио отдать в кадеты - в пехотный полк Фихо де Веракрус.
Юному кадету "повезло" - он попал под команду по своему выдающегося человека, полковника Хоакина де Арредондо. Этот офицер (впоследствие дослужился до генерала) был толковым и способным, полностью разгромив повстанцев (так называемую "Северную республиканскую армию", она же "первое восстание в Техасе", поскольку участие приняли и добровольцы из США) в Техасе в 1811-1813 годах. Но Санта-Анна научился от него не только военному искусству - Арредондо прославился своей суровой жестокостью по отношению к повстанцам, исповедуя принцип "хороший враг - мертвый враг".
С 1812 года войска Арредондо (получившего повышение) участвовали и в боях с индейцами-чичимеками, в одном из которых второй лейтенант (teniente segundo) Санта-Анна получил ранение стрелой в левую руку. За такой неописуемо-мужественный героизм, видимо, к концу года он уже был первым лейтенантом. В 1813 году он участвовал в битве при Медине, в которой Арредондо окончательно истребил техасских повстанцев.
"Чичимецкий" воин, как они себе его нынче представляют...
После того, как война за независимость Мексики повстанцами в 1815 году была практически поиграна, Санта-Анна меняет место службы - возвращается в родную провинцию Веракрус и становится адъютантом генерал-губернатора, получив в 1816 году повышение до капитана. Тогда же в его руки попадают первые большие деньги (видать, мухлевал с казенными контрактами), вызвавшие у него "болезнь", терзавшую до самой кончины - игроманию.
А в стране вылавливали последних партизан, и, вобщем-то, к 1820 году дело их стало одновременно трубой и табаком. Вызывающе антимарксистски крестьянские массы и прочие "прогрессивные слои" не поддерживали "лос бандитос", и было бы всё для них печально и предсказуемо, если бы вдруг не бухнула революция в Испании. Парадоксальным образом она стимулировала тех, кто раньше был "насмерть" против независимости - аристократов, церковь, прочих креолов, армию - резко "повернуть курс". Потому что они убоялись "экспорта либеральной чумы" и увидели в независимости единственный путь оградить себя от нее. Так что когда "герой войн против повстанцИв" генерал Агустин Итурбиде вновь был призван "под знамена" и отправлен "на зачистки", он "повернул штыки" и в 1821 году взял Мехико, провозгласив себя императором Агустином I.
И Санта-Анна был среди тех, кто первым присягнул ему. Более того - он энергично напал на остававшиеся верными роялистам войска и изгнал их из Веракруса. За что "Его Императорское Величество" произвел Антонио сразу в генералы - в 27 лет. Ну а большущую асьенду новый генерал купил себе сам - независимость оказалась штукой выгодной...
Такой молодой - а уже генерал