Пацек и Радзик неуиноуатые - 2

Jan 24, 2021 15:08

Итак, что же случилось в XVIII веке, когда неслабая и большая страна, пережившая Потоп, менее чем за 100 лет была растащена на куски? Во-первых, оно же, видимо, в-главных и всепорождающих, в королевстве появился "чужой" король. Правители, имевшие "страну на стороне", в Польше бывали и раньше - Вацлав II и Вацлав III Чешские на 15 лет (1291-1306), Людовик I Венгерский на 12 лет (1370-1382) и Сигизмунд III Васа на 12 лет (1587-1599). (Стефана Батори считать не стоит - Трансильвания в сравнении с Жечью клякса, к тому же он ее тут же отдал брату.) В общем, долго не задерживались. Причем уже Сигизмунду III пришлось выбирать - Польша или Швеция. То бишь, польский круль никогда особо не имел "внешнего ресурса", дабы черпать из него силы и средства, и вынужден был делать "один простой вещь" - постоянно бороться за свои амбициозные планы с магнатерией, пытаясь максимально эффективно использовать внутренние ресурсы страны.

Но когда в 1697 году злобные противники умершего круля Яна III прокатили на выборах его сына Якуба Собески[го], случилась очень печальная для Жечи вещь - крулем был выбран саксонский курфюрст Фридрих Август I фон Веттин Сильный, ставший Августом II Мочным Сасом, а потом ему наследовал сын Август III. И что случилось? Если конкретно и многобуков, то тут. Если быстро и в общем, то у короля Жечи исчезла мотивация бороться с магнатерией, используя внутренний ресурс - солдат куда легче привести из Саксонии, денег взять там же, а в случае войны-беды - смыться в родной Дрезден, кинув эти варварские Варшау и Кракофф к чертофый бапушка (а если вдруг враг вбежал в родной Дрезден - можно убечь в Варшау и пересидеть там, покуда что)... А королевский титул стал просто цацкой, щекотавший эго Веттинов и позволявшей им сидеть, не вставая, на личных встречах с "равными" - правителями Пруссии, Австрии, России и пр.



Якуб Людвик Собески - меня надо было в крули выбирать, меня!

Таким образом, если раньше система была так устроена, что даже слабый и не самый энергичный король (навроде Яна II Казимира) вынужден был бороться с магнатами, сеймом и шляхтой, чтобы отстаивать свои права и "двигать телегу политики", то теперь магнатерия оказалась с конституцией, в которой сдерживающий ее социальный институт королевской власти лег и не вставал... Что же стали делать магнаты? Побежали продавать родину оптом и в розницу?

А вот и нет, малоуважаемые мои марксисто-полоно-демократофобы. Магнатерия и шляхта начала бороться (вы будете сильно удивлены) за сохранение страны в условиях подобного бардака - круль, которому на всё накласть, и конституция с либерум вето, которым теперь любой поц, не боясь круля, может размахивать... Против либерума нашли способ - конфедерация, когда группа шляхтичей (обычно по территориальному признаку) заранее собиралась и договаривалась голосовать на сейме консолидировано, а ежели кто-то "со стороны" сейм закроет, собрать "свой сейм с блэкджеком и монашками" и продолжать добиваться нужных решений вплоть до применения силы.



Август III - я король этих... как их... майонезов полонезов!

Но имелся один изъян - территориальный. Шляхта "западенской Польши" имела одни взгляды на то, кто лепший друг Жечи (в основном их надежды связывались с Пруссией, либо Саксонией), "исторический центр", Волынь и Галичина ориентировались на Австрию, а Литва - на Россию. И это в условиях того, что все соседи резко активизировали свою политику в отношении Жечи же, привело к тому, что лебедь, рак и щука начали тянуть в разные стороны. А саксонские короли так и не подняли зад и не сделали ничего, чтобы занять свое конституционное место противовеса шляхте и консолидирующего и объединяющего центра страны. Точнее, как только они пытались, так тут же "уставали и махали рукой" - пфуй, этот польски темократий такой шорт нога сломайт, пошель в садниц!

Как только крулем стал снова поляк, Станислав II Август IV Понятовски[й], появилось движение за консолидацию - и либерум вето наконец-то отменили, и армию регулярную завели, и конституцию новую придумали, централизованную и вообще самую передовую в мире. Кстати, всё это делала "продажная и классово чуждая" шляхта, ибо в Жечи никакие другие сословия в работе законодательной власти попросту не участвовали, ибо прав таких не имели. Вот только поздно было - печень отвалилась, ибо круль-то был альфонсом императрицы Катарины фон Анхальт-Цербстской и русский шпион, у него любая попытка серьезно противостоять России заканчивалась "душевными кризисами" и "сдачами взад". Итого, хуже короля-пофигиста оказался, конечно же, только король продажный... Ну и "чисто ариХметически" сопротивляться консолидированным усилиям армий Пруссии, Австрии и России было уже бесполезно. (Оно и в XVI веке было бы бесполезно, если бы эти же страны консолидировали их, и в XVII, но тогда им всем тупо было "не до собачек", а вот в XVIII веке карты Таро сошлись, увы...)



Станислав Понятовски - кто шпион? я шпион? я просто русофил!

В общем, на самом деле Жечь развалили лица, продавшиеся иностранцам... Вот только это были не магнаты, не шляхта, а ее короли. Люди, которых каждый "антидемократ" обязан любить, уважать и защищать от нападок "гнусных либерастов". Да, собачки дорогие мои, история всегда сложнее, чем придуманные схемы в трех картинках для одноклеточных.

НабросЪ

Previous post Next post
Up