Как стать Великим и все потерять (окончание)
В дальнейшие взаимоотношения герцога Эда Васконского (и Аквитанского) с арабами вмешалась... романтическая страсть. Наместником вали Ал-Андалуса в "северных землях" (Сердани, Нарбонне и Септимании) был ветеран завоевания Испании (один из четырех предводителей мавров) Утман ибн Наисса (ака Отман бен Абу Низа), прозванный испанцами и франками Мунуза (ака Мунуса). Астурийские легенды рассказывают, что он был вельми дружен с Пелайо, герцогом Кантабрии, который даже был назначен сборщиком налогов с аборигенов для мусульман. Однако между друзьями пробежала кошка, а точнее, девушка - Эрмесинда, сестра Пелайо, в которую влюбился Мунуза, выкрал ее (отослав брата с налогами в Севилью, ко двору вали) и женился на ней "увозом" (девица согласилась, дабы спасти своего жениха Алонсо, который оказался в плену у сарацинов). В ночь свадьбы Эрмесинда отравилась, а разъяренный Пелайо собрал готов и иберийцев, объявил себя королем Астурии и устроил маврам сражение у Ковадонги, в котором лично зарубил Мунузу.
Пелайо несет крест в сражении у Ковадонги
Однако же исторические источники сию романтическую легенду не подтверждают (несмотря на то, что Пелайо на самом деле ездил с налогами в Севилью, а потом устроил битву у Ковадонги). В арабских источниках рассказывается совсем иная история - в 730 году благополучно переживший случившуюся в 718 (или в 722) году битву при Ковадонге ибн Наисса захватил в плен "девушку-фаранги неописуемой красоты" по имени Лампагия и тут же на ней женился. "Внезапно оказалось", что она - дочь герцога Эда Великого, что очень пригодилось ибн Наиссе, ибо он уже давно был недоволен тем вопиющим фактом, что вали Ал-Андалуса вместо него назначили "выскочку" Абу Саида Абду-р-Рахмана ибн Абдуллаха ал-Гафики. Мавр задумал поднять восстание супротив вали и заручился с помощью жены поддержкой своего тестя.
Союз был нужен и герцогу Эду, ибо на него начал наезжать франкский майордом Карл - под предлогом "недопустимого породнения с язычниками" тот дважды в 731 году разорял Аквитанию и захватил Бурж. Заключив союз с ибн Наиссой, принцепс стянул все силы на север и отбил Бурж. И вот тут-то мусульманин поднял открытый мятеж и начал собирать войска. Однако его соперник оказался проворнее - Абду-р-Рахман собрал "нещислимы полчища" и вторгся во владения ибн Наиссы, обложил его в крепости Аль-Бабе и убил, а прекрасную Лампагию взял да и отослал в Дамаск - в гарем халифу Хишаму ибн Абдул Малику, ибо "дева была невозможной красоты, вай". Там, в гареме, следы дочери Эда Васконского и потерялись...
Мунуза защищает плененную Лампагию (модерн поп-культ-эдишн)
Достаточно легко справившись с ибн Наиссой, ал-Гафики решил, чтобы "два раза не собираться", напасть и на герцога Эда. Разделив армию на два полчища, мавр вторгся в Васконию и Аквитанию. Вспомогательное войско спустилось с Восточных Пиренеев и пожгло Альби, Руэрг, Веле, Жеводан, Отён и осадило Санс. Главная армия во главе с самим вали спустилась через Ронсевальское ущелье, разогнало басков (снова утекших в горы), разграбила графства Бигорр, Комменж, Лабур и обложила Бордо. У города состоялась битва с ратью Эда, которую аквитанцы проиграли - принцепс бежал.
Пожжа и пограбив захваченный Бордо, сарацин решил, что "раз поперло - надо продолжать", и направился на Тур, чтобы разорить знаменитое аббатство Сен-Мартен, развалив по пути Перигё, Сент и Ангулем. Но вот тут-то Абду-р-Рахман был "сильно неправ", ибо задевал "за свое" уже майордома Карла. Прибегший в Париж Эд склонил франков к походу на сарацин, пообещав вернуться в вассалы - собрав рати со всего королевства, Карл выступил в поход и встретился с армией арабов в октябре 732 года у Пуатье (или у Тура - у битвы два разных названия).
Сражение при Пуатье сразу стало "легендарной легендой о победе воинов христианского света супротив легионов исламской тьмы", так что подробности реального события потонули в бочках вымыслов. Ясно лишь, что арабы потерпели сокрушительное поражение, вали Ал-Андалуса был убит (да, очень опасная работа - от нее постоянно умирают), франки очистили всю Аквитанию и Васконию по Пиренеи, а майордом Карл заработал прозвище Мартелл (то есть Молот - то ли оттого, что гвоздил "паганов" боевым молотом в бою, то ли оттого, что сыграл Молота Господня). Эта победа позволила Эду Великому возвратиться в свои герцогства, но о независимости пришлось забыть - он стал вассалом королевства франков. Последние годы правитель провел в относительной безвестности - лишь в 734 году снова поколотил сарацинов в пиренейских ущельях. Умер герцог Эд в 735 году.