Каталонцы, по мнению "писуна буков" Луи Буссенара, это те, кто говорит по-французски, произнося вместо звука "б" звук "в". На самом деле, конечно, всё "гораздо сложнее", но лозунг "Каталония - не Испания!" в Барселоне и окрестностях любимый - им очень любят дразнить правительство в Мадриде, "разговаривая разговоры" о "вольном городе Черноморске" и "референдумУМе за независимость"...
1. Полководец. Поскольку официально "по паспорту" каталонских военных в Испании не было вплоть до не самых давних времен, наиболее горячим патриотам приходилось импровизировать - то бишь, партизанить. Рамона Кабреру и Гриньо в священники не взяли - был слишком буен. Посему он в 1833 году подался в карлисты и скоро понял, что "Б-г, Родина и круль" - это "самое его". Дослужился в итоге до генерал-капитана (высший испанский чин) и титула графа Морельо, конечно же, мятежных войск "Его Королейшества" дона Карлоса Как Бы V. Терроризировал в основном Каталонию, прославился свирепостью - кОзнил как-то 1100 солдат, 100 офицеров и четыре генеральские жены, правда, "по поводу" (правительственные солдаты расстреляли его мать и трех сестер). В итоге он бил, его били, но Карлистские войны закончились, и Кабрера осел в Лондоне, а под конец жизни вообще перешел на сторону Альфонса XII, который на радостях утвердил его чин и титул.
2. Политик. Разговоры разговорами, но единственный раз, когда у каталонцев получилась "почти независимая Каталония" - это 1936-1939 год, когда на волне революции и гражданской войны в Испании местные патриоты добились от Мадрида столько политических прав, сколько смогли унести. И первым (он же единственный) президентом автономии стал Люис КомпАнис и Жовер, лево-националистический политик. Закончилось, правда, всё это довольно предсказуемо - победившие националисты (далеко не левые и не каталонские) всякую автономию поотменяли, а самого Компаниса, предательски выданного "ни в каком нацизме не уиноуатыми" французскими властями, расстреляли в 1940 году.
3. "Про заек". Каталонцы в литературе смогли почти невозможное - не располагая известными в мире "писателями буков", таки отжали себе номинацию "книга, которую не выкинули из библиотеки дона Киханы". Ибо первый в мире роман (рыцарский, конечно же) на каталанском языке - это шедевр XV века "Тирант Белый", по которому до сих пор кина сымают ("Византийская принцесса", гляньте, очень... забавное кинцо). А написал его Жуанот Матурель, сам рыцарь (сохранилось три упоминания о нем в вызовах на поединок), поправлявший свое печальное материальное положение на старости лет...
4. Поэт. Всё-таки хорошо иметь литературу достаточно древнюю. Ведь если нет потрясающе великих поэтов - всегда сойдут "староветхие", пройдут в номинации "классики". Вот АузиАс Марк - он даже для верности женился на сестре Жуанота Матуреля (Исабели). Так что стихи его на валенсийском языке (диалекте каталанского) пришлось признавать выдающимся переходом от уже изжившего себя трубадурства к "поэзии нового времени".
5. Художник. Ну, тут особо долго комбатировать мортально не с кем - кто ж выстоитЬ супротив такого "чудища паганскова", как Сальвадор Доминго Фелипе Жасинто Дали и ДомЕнек? Вот если бы оценивали по доброте душевной и любви к людям, он бы попал на самое днище списка, но как "писун красками" - вне конкуренции.
6. Композитор. Скажете, в XVIII веке легко было прославиться, будучи гитаристом-виртуозом-композитором? В Нижегородской губернии - май би, там на беду всех барышень гитарами только цыгане да подпоручики баловалися. А в Испании - фигвам, тут на гитаре кажинная собака умела, да еще и кошки конкурировали... В общем, Жозеп Фернан Сорс и Мундадес свою репутацию высокую вполне заслужил.
7. Артист. Не наградил Г-дь Б-дда лицом бредопитта или томокруза - играй злодеев всяких, особенно если "морда испаноязычная", в Голливуде на "латинскую гопоту" спрос. Вот и трудится Жорди Молья Пералес в поте лица и не покладая его же - в Голливуде злодеит, на родине (в Эуропах) "отдыхает амплуами", поигрывая характерные всякие роли.
8. Женщина. Ёпер всяких на свете написано туева хуча (особливо в XVIII веке их просто пирожковыми фабриками выпекали), певунов и певуний ртом овер дофига, но ежели хотят сказать о "самом известном в мире голосе-сопрано", то до сих пор вспоминают прежде всего о Марии де Монсеррат Вивиане Консепсьон Кабалье и Фолк. Потому что любые толстые тетки на кухне могут петь скольки душе угодно, но вот так, чтобы в оперные театры звали, причем наотбой - это пардоньте...