Семь сестер и принцы Апельсины - 15

Mar 31, 2020 01:34

Апельсиновые проблемы

Служил в голландской армии, в Зеландском конногвардейском полку, некий сын бывшего лягушацкого наймита, ротмистр Анри де Флёри де Кулан, сьёр де Бюа. Он был "некоторым образом" близок к оранжистам, ибо, во-первых, приятельствовал с принцем, а во-вторых, был женат на Элизабет Мюш, а Мюши и семья матери Элизабет, Катсы, были пламенными оранжистами. Поскольку юный Виллем III был таки сыном Марии Английской, то в конце 2-й англо-голландской войны "пришла мысль" использовать кого-то из его окружения для налаживания "неофициального канала связи" с британским двором, чтобы начать переговоры о мире. На эту роль подошел де Бюа, который завязал переписку с "некоторыми людьми" из окружения лорда Арлингтона, и с их помощью удалось-таки начать межгосударственные консультации.



Казнь де Бюа

Великий пенсионарий Йохан де Витт был в курсе переписки Бюа с англичанами, поскольку ротмистр регулярно сам носил ему письма "на просмотр". Дальше было как в романе - в очередной пачке писем оказалось послание, в котором англичане излагали подробности заговора на случай, если де Витт упрется - свергнуть его силой, привести к власти Виллема III и заключить уже с ним мир, дружбу и жвачку. Хуже всего было то, что запыхавшийся де Бюа прибежал и стал просить отдать ему письмо, которое он засунул в пачку "по ошибке, а там всякая ерунда". Поскольку де Витт его уже прочитал, он решил, что ротмистр в заговоре, и отдал приказ его арестовать.

Расследование "напало на след", но доказать что-то конкретное удалось лишь по поводу двух персон из Роттердама - Йохана Кьевита и Эвута ван дер Хорста, которые тут же сбежали в Англию. Хуже всего было то, что причастность самого де Бюа была сомнительной - многие и тогда были уверены, и до сих пор считают, что он был марионеткой, которую оранжиты "юзали втемную", подмазавшись к его переписке с англичанами. Да и вообще, судить его должен был суд Зеландии, а не Голландии. Но из числа участников "Заговора де Бюа", которым можно было хоть что-то предъявить, лишь он находился в руках правосудия, и Йохан де Витт решил устроить показательную казнь - 11 октября 1666 года Анри де Флёри был публично казнен в Гааге. Оранжисты с тех пор подняли "невинноубиенного молодого кавалериста" на щит и постоянно полоскали великого пенсионария как "злобного убийцу".



Виллем Фредерик ван Нассау-Диц, которому никогда ничего не давали

Но принц Оранский рос, а с ним росли и проблемы. После того, как в 1660 году в Англии восстановили свою власть Стюарты, а королем стал дядя Виллема III, Карл II, "Акт об отстранении" автоматически отменился, ибо британцы отказались его выполнять. Тогда братья де Витты пролоббировали в 1667 году новый документ, по которому должность статхаудера в провинции Голландия вообще устранялась навсегда. Но остальные шесть провинций отказались такое подписывать (а во Фрисландии и Гронингене с Дренте вообще свой статхаудер уже имелся - Виллем Фредерик Нассау-Диц, которому великий пенсионарий регулярно отказывал в претензиях на "наследственный" пост генерал-капитана).

Тогда удалось протащить документ, который запрещал совмещать посты генерал-капитана и статхаудера какой-либо провинции. Таким образом де Витты "заблокировали" принцу Оранскому (или графу Нассау-Дицу) возможность получить "прежнее влияние Оранских" - либо они становятся просто командующими армии без каких-либо прав заниматься политикой, либо сидят статхаудерами в какой-нибудь провинции, кроме Голландии (а какой смысл, если Голландия - это половина всей республики?). Де Витты, наверное, казались себе самыми умными, выделывая таковые хитрые трюкенции. Особенно когда смогли в 1668 году заключить "Тройственный союз" с Англией и Швецией, по условиям которого каждая страна обязалась помогать другим, если на них нападет Франция. Потому что гордый галльский лев злобный галльский шакал по имени Людовик XIV уже поднимал свою пасть, чтобы начинать кусать всех соседей, у которых недостаточно прикрыты ляжки и голяшки...

Оранжевая тема

Previous post Next post
Up