15 июня: День перестает быть томным
Бригада фон Штайнмеца продолжала отступать к Госсли, где обнаружила французов, имевших сильное желание ее отрезать. Генерал-майор выдвинул в качестве заслона 2-й батальон 1-го полка Вестфальского ландвера и продолжил отступление под прикрытием кавалерии фон Лютцова к Эппиньи, где встретил 2-й и 3-й батальоны 12-го пехотного полка (из своей же бригады). Почувствовав себя в состоянии огрызнуться, пруссаки развернулись у Эппиньи и атаковали преследовавшего их Жана-Батиста Жирара, командира 7-й дивизии из II корпуса. Сопостатам пришлось отойти обратно к Госсли, после чего завязалась артиллерийская дуэль, под прикрытием которой фон Штайнмец продолжил отступление к Флёрюсу.
Жан-Батист Жирар
Тем временем бригада фон Пирха 2-го, оставив Шарлеруа, стянулась в Жилли, где заняла крепкую позицию, укрепленную засекой - сдержать наступление французов было важно, чтобы все части I корпуса фон Цитена успели отойти к Флёрюсу. Однако никто особо не рвался преследовать пруссаков - III корпус Вандама даже к 15.00 еще не подошел к Шарлеруа, а другой пехоты для подкрепления Пажоля не было, ибо помогшая ему занять город Молодая гвардия двинулась далее "по своим делам". Более того - командовавший правым крылом французов маршал де Груши вообще был уверен, что у Жилли "большие силы неприятеля" и лично выехал на разведку, по результатам которой запросил подмогу у самого ампиратора. К тому же Вандам, известный своим глубоко мерзким характером, даже прибыв, уперся - нету у него приказа подчиняться Груши (ну не привезли ему его - см. предыдущую серию), и маршал с генералом всласть посрались.
Тут мы видим классическое переваливание ответственности - вместо того, чтобы сразу послать немного кавалерии и выяснить, кто и где, Пажоль дожидался приказа Груши, Груши - Аполиона, а Аполион... сам выехал на разведку во главе четырех эскадронов своего личного конвоя (в этот день сию почетную миссию выполнял гвардейский Полк драгунов императрицы). И лишь к 18.00 "личная ампираторская разведка" установила, что врага "не более 18 000 - 20 000 человек" (на самом деле во всей 2-й бригаде I корпуса никогда не было более 8000 человек), после чего уже самим Аполионом (чтобы мыслей ни у кого не было не подчиниться!) был отдан приказ атаковать фон Пирха 2-го. Однако едва только французы открыли артиллерийский огонь, как прусский генерал-майор получил приказ фон Цитена отходить в Лямбюсар у Флёрюса.
Гвардейский драгун (кликабельно)
Правда, неприятель был против - марширующие колонны атаковали всё те же гвардейские драгуны под командой своего командира, дивизионного генерала Луи-Мишеля Летора де Лорвиля. Потрепанные и уставшие с утра два эскадрона 1-го Западнопрусского драгунского полка во главе с раненым подполковником Войски не смогли отбить атаку, и французы ударили по свернувшейся в каре пехоте. Фузилерный батальон 28-го пехотного полка сломал строй и был разбит, потеряв, прежде чем смог добраться до опушки леса у села Роншан, две трети состава. Фузилеры же 6-го пехотного полка смогли сохранить хладнокровие и штыками расчистили себе путь до леса - достигшая его первой рота развернулась и прикрывала отступление товарищей огнем.
Летор был смертельно ранен - он умрет спустя два дня, и у некоторых историков до сих пор хватает наглости утверждать, что "будь он жив во время сражения у Ватерлу..." (ноу комментс). Смерть командира и появление на поле боя Бранденбургского драгунского полка, присланного фон Цитеном на помощь фон Пирху 2-му, охладили пыл гвардейских драгун. Пруссаки достигли Лямбюсара, где их встретили несколько батальонов из бригады фон Ягова и фон Рёдер с оставшимися полками своей кавалерии, и бой на правом фланге французского наступления прекратился - до конца дня стороны ограничивались артиллерийской перестрелкой.
Луи-Мишель Летор
Тем временем бригада фон Штайнмеца без особых происшествий достигла Сент-Амана выше Флёрюса, где и остановилась в 23.00. К Флёрюсу же к ночи добрались и бригады фон Пирха 2-го и фон Ягова, кавалерия фон Рёдера прикрывала отступление, "развлекая" неприятеля у Лямбюсара. К 3.00 весь I корпус занял позиции между Сент-Аманом и Линьи (сюда отошла 4-я бригада фон Доннерсмарка). II корпус фон Пирха 1-го к 15.00 15 июня уже дошел до Оноза и Мази (на полпути от Намюра к Флёрюсу), за исключением 7-й бригады, которая была слишком далеко и еще не вышла из Намюра, так что присоединилась к корпусу лишь утром 16 июня. III корпус фон Тильмана ночью вошел в Намюр.
А вот IV корпус фон Бюлова из-за нервной путаницы приказов и перемещения штабов (увлекательная, но немного длинная история того, как никто не виноват, но все облажались - "потому что в кузнице не было гвоздя") так и не дошел из Льежа до Анню, и стало ясно, что титанические усилия штаба Блюхера и Гнайзенау смогли собрать между Флёрюсом и Намюром только три корпуса из четырех, и ежели решаться на сражение следующим днем, то оно пройдет без Бюлова. В целом же пруссаки потеряли 15 июня в боях около 1500 человек убитыми, ранеными и пленными, французы - около 400. Потери немцев могли быть и больше, особенно у Роншана, но "сделали свое дело" неразбериха в субординации и плохая работа французского штаба, позволившая фон Цитену выкарабкаться из очень невыгодного первоначального расположения (интересно, кто так располагал войска на позиции - сам командир I корпуса, или "гений" Гнайзенау?).