Подлинная история красных береток - 11

Jul 22, 2019 00:32

Мундир английский, башмак французский, табак португальский

Как оно и было задумано гидрой мирового империализма заранее, иностранные легионы стали ударной частью, наконечником копья, которым либералы стали побиять партизанские толпища диких басков. К слову, португальская армия в то время была мало чем хуже английской и французской -  в ней еще оставались дух, муштра и ветераны, заложенные английскими офицерами во время наполеоновских войн, а также она имела недавний боевой опыт, участвуя в гражданской (Мигелистской) войне. Так что теперь большинство столкновений карлистов с "наймитами иностранного капилала" заканчивались не в их пользу. Как, например, сражение у Терапегуи 26 апреля 1836 года, где французский Иностранный легион побиял "воинов темного света", или сражение у Айетты 5 мая, где британцы под командой генерала Эванса и "примкнувшие к ним" кристиносы побили карлистов и "пробили" блокаду Сан-Себастьяна.



Насарио Эгиа, не слишком удачная замена Сумалакарреги


20 мая командующий в Наварре генерал Кордова сражался с генералом Эгиа во второй битве у Арлабана, и бой закончился вничью (обе стороны настаивали на своей победе). Но 28 мая "наемники гидры" нанесли поражение карлистам, пытавшимся захватить "выход к морю" восточнее Сан-Себастьяна - порт Пасайю. Тут уже в бой вступили не просто добровольцы из легионов, а еще и "натуральная" британская рота морской пехоты, плюс несколько английских боевых кораблей поддержали оборону огнем с моря. Карлистский вождь Эгиа проявил упорство достойное лучшего применения и еще два раза, 6 и 9 июня, атаковал Сан-Себастьян, понеся большие потери и не добившись никаких результатов.

В конце мая действия Кабреры в Арагоне так достали правительство, что оно распорядилось сформировать специальную Центральную армию (аж из трех бригад) под командованием полковника Рамона Марии де Нарваэса, чтобы выследить, догнать, побиять, схватить и казнить "этого негодяя". 17 июня у Фригинальса кавалерия этой армии смогла разогнать четыре каре карлистских милиционеров - не партизанское это дело с кавалерией в чистом поле сражаться.



"Летучий" Мигель Гомес Дамас

Как часто бывает, когда всё внимание и все силы собраны на одном "периметре", тот, кто случайно за него прорывается, практически не встречает никакого серьезного сопротивления, особенно когда на месте не сидит и вовремя делает ноги. Именно по такому рецепту совершил свой "великий рейд" Мигель Гомес Дамас. Дон Карлос решил послать его с 4000 человек в Астурию и Галисию, чтобы "возжечь пламя восстания" там. Ускользнув от войск кристиносов "на периметре", Гомес быстро понял, что если не тормозить и не терять попусту время, то "нас не догонят". С 26 июня по 20 декабря 1836 года он шел рейдом, "освобождая" города на несколько дней и исчезая в пыли прежде, чем бегущие за ним кристиносы успевали поймать хотя бы его хвост.

Овьедо, Сантьяго-де-Компостела, Альбасете, Кордова, Альхесирас - отважные "партизанен" прокатились по всей Испании, "стащив" с Северного фронта за собой 42 батальона и 8 эскадронов, а также разогнав немеряно (пишут, что под 100 000) "народных ополченцев". Правда, пару раз его догоняли и слегка наваливали, как у Вильяробледо 20 сентября (где он временно объединился с отрядом Кабреры) и у Махасейты 23 ноября. В итоге, пройдя через Арагон, "неуловимый герой" присоединился ко второй осаде Бильбао. Там его ждала заслуженная награда - "королек" обвинил Гомеса в неподчинении приказам (восстания-то "человеческого" нигде так поднять и не смогли) и отдал под суд, который так и тянулся до самого конца войны.

Красные беретки

Previous post Next post
Up