Artorius et manipulus eius* - 6

Apr 22, 2019 01:39

*Артур и его команда (лат.)

Лучший из племянников

Артур не имел законных наследников - Мордред был "дважды бастард", как незаконнорожденный и как сын сестры, Лохольт (Ллау) едва упоминается (причем он тоже был не от Гвиневры, а от женщины по имени Лисанор), как и сэр Борр (рожденный от Лионорс, то бишь, скорее всего, от той же Лисанор, так что Лохольт и Борр, видимо, были либо братьями, либо вообще одним человеком). Кельтская традиция упоминает его сына Амра, которого отец за что-то убил (посему некоторые исследователи видят в нем "прото-Мордреда"). Упоминается в "Мабиногионе" его сын Гвидр ап Гвенхвивар (то есть "сын Гвенхвивар" - Гвиневры), которого убил во время епической охоты на него кабан Турх Труйт. Так что законным наследником престола оставался старший племянник короля - Гавейн (Говен, Гоуэн, Вальвен, Вальваниус), сын Моргаузы и Лота Оркнейского. Этот персонаж по "скрытым смыслам" и "нагрузкам" превосходит любой другой в Артуриане и едва ли уступает самому королю.



В валлийской традиции Гвальхмаи ("гвальх" - ястреб, "маи" - май, то бишь "Майский Ястреб", ср. с именем его брата Гвальхаведа - "Летнего Ястреба") вообще протагонист, затмевающий анемичную и официозную фигуру Артура. Он "ап Гвиар", то есть сын Гвиар - имя женское, что указывает на древность образа, возникшего еще во времена, когда родство считалось по женской линии. Кстати, из "этой же оперы" наследование титула именно племянником от сестры - у многих древних племен, кельтов в том числе, "женский племянник" имел куда большее влияние и права, чем родной сын. Прототип Гавейна - некое солярное божество, ибо "сила его растет до полудня, а к вечеру убывает". Какое? Коня Гвальхмаи зовут Мейнгалет (а у Гавейна - Гвингалет) - так же, как у Ллу Ллау Гифеса, уэльского бога, персонажа сказания "Мабиногиона" о нем и о его неверной жене Блодеуведд.

Как любой уважающий себя солярный бог, Гвальхмаи - писаный красавец с огненно-золотыми волосами (Гваллтавин - "сияющие волосы"), силен, ловок, смел и вежественен, словом, воплощает тот идеал рыцаря, который жадные и зависливые лягушатнеги "перетащили" на "своего" Ланселота. Вообще, французская традиция "отомстила" Гавейну, сделав его во многих сочинениях злым, заносчивым, горячим, наглым и неадекватно оценивающим свои силы бузотером. Например, в поисках святого Грааля его ждут сплошные неудачи и разочарования, ибо "многогрешен", да к тому же еще и ловелас. В итоге в "классическую Артуриану" Гавейн вошел как образец странствующего рыцаря, сломя голову скачущего за приключениями на задницу.



Как минимум единожды Гавейн был женат - на леди Рагнелл, таинственной старухе, которая спасла двор Артура от страшного великана взамен обещания женить ее на первом красавце, то бишь племяннике короля. После свадьбы, понятное дело, карга "обернулась" красавицей, с которой рыцарь счастливо прожил 7 лет, после чего та удалилась "в леса", забрав с собой сына - сэра Персиваля, который сам станет (уже как Парцифаль) героем большого самостоятельного епоса. У Мэлори сыновей Гавейна (две штуки) зовут Ловель и Флоренс, но они ничем не прославляются. Куда больше "свезло" персонажу некоторых романов по прозвищу Прекрасный Незнакомец - сыну Гавейна и одной из соблазненных им девиц. Он прибывает ко двору Артура и совершает всякоподвиги, пока не узнает, кто его отец. Этот сюжет позднее "передадут" Гарету Бомейну ("Прекраснорукому") - младшему брату Гавейна, который прибывает в Камелот инкогнито и долго остается неузнанным. Во французской традиции мать и "сына-незнакомца" зовут Флори и Гуинглейн, в немецкой - Амурфина и Виголис, в английской - та же леди Рагнелл и Глингалин.

Отдельное приключение сэра Гавейна превратилось в написанную на среднеанглийском языке аллитерационную поэму "Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь", сильно популярную после того, как ее перевел на "нормальноанглийский" Дж. Р. Р. Толкин. Ежели очень коротко - заявляется в Камелот некий Зеленый Рыцарь, который требует отрубить ему голову на спор. Гавейн отрубает, но она тут же прирастает обратно. Тогда ЗР обязует его через год явится к нему и подставить уже свою шею для аналогичного удара. Это мы понимаем, что всё сие - магический бред, а кодекс рыцаря ровно через год ведет Гавейна в Уэльс (там живет его супостат). По пути он неплохо отдыхает в замке одного сэра, отбиваясь о приставаний его жены. В итоге ЗР лишь тоненько царапает его шею, а потом "разоборачивается" в благодарного сэра, на чью жену Гавейн так и не покусился - оказывается, главное испытание было именно в этом... Сложная история со странной моралью, да.



Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь

В бузе вокруг адюльтера Ланселота с Гвиневрой Гавейн принципиально участия не принимает, "как честный человек", но когда сэр Озерный в приступе гнева убивает его братьев Гахериса и Гарета (что характерно - убийство "получившего поделом" Агравейна его брата оставляет равнодушным), вызывает того на поединок и получает смертельную рану, от которой спустя время и умирает - так что его не было на поле Камлана. По другой версии, раненый Ланселотом Гавейн становится добычей приспешников Мордреда.

В итальянской Тоскане есть легенда о рыцаре Галгано Гвидотти, который вонзил меч в камень, бросил человекоубивство и зажил отшельником, канонизированным в 1185 году как св. Галгано. Местный фольклор настаивает на том, что это был никто иной, как сэр Гавейн...

Кельтическое, Арториус

Previous post Next post
Up