Война древних с новыми - 9

Apr 14, 2019 02:25

О карликах и гигантах

Не успели слегка утихнуть литератОроведческие баталии во Франции, как бомбануло по ту сторону Ля-Манша. Ибо Англия, устаканив все свои политические неурядицы XVII века, начала бороться за звание "страны высокой культуры быта". Выдающиеся философы в лице Джона Гоббса и Томаса Локка, а также эстетика Энтони Эшли Купера, графа Шефтсбери, уже жили и трудились, а в области теоретических наук всемирную фишку держали Айзек Ньютон (грубым и необразованным людям известный под погонялом Исаак) и Роберт Бойл[ь]. Пора уже было подминать под себя и литератОроведение, и тут весьма кстати случились французские моды от кутюр - "спор о древних и новых".



Томас Бёрнет

Первым нацарапал в 1681 году (на латыни, а в 1684 году перевел на английский язык) теоретический труд внезапно о космогонии священник и теолог Томас Бёрнет - "Священная теория земли", в котором критиковал некоторые толкования Библии. Например, в духе учения Декарта подсчитывал всё количество воды на Земле и утверждал, что его бы не хватило для всемирного потопа. Выводы он из этого делал феерические - что Земля внутри полая, и недостаточные воды скрывались внутри нее... Но один вывод, хоть и не был озвучен, но просто-таки просился наружу - древние сочинения врутЪ (!!!), ибо древние были недостаточно образованы, а вот теперь науки ушли далеко вперед.

Чисто научно (точнее, антинаучно, ибо какая в жопу наука богословие?) сочинения Бёрнета критиковали много кто, но за эту конкретную мысль уцепился оригинальный полиглот - политик, придорный, чиновник, дипломат и писатель буков, баронет Уильям Темпл. Взяв сочинение Бёрнета вкупе с одной из небольших статеек уже знакомого нам француза Бернара Фонтенеля, Темпл накорябал в 1690 году эссюшку "О знаниях древних и новых". В нем было несколько здравых идей вкупе с некоторыми заблуждениями (что вообще было свойственно всем без исключения уже упомянутым в оном сериале книгам) - например, что природа человека ни фига не изменилась, как и его сучность и нежелание развиваться в плане морали и духовности, а следовательно, никаких особых открытий быть не может, так, мелкие уточнения и кое-какие дополнения к уже известным знаниям, данным людям еще при сотворении мира.



Уильям Темпл

Именно Темпл первым употребил крылатую фразу, живущую до сих пор - он сравнил современных людей с "карликами, стоящими на плечах гигантов", и потому мнящих себя выше древних. В качестве образца и иллюстрации своим постулатам автор привел два сочинения - "Басни "Эзопа и "Эпистолы "Фалариса, которые объявлял лучшими (в смысле, умнейшими) из всего, что он читал в своей жизни у древних ли, новых ли авторов.

Именно за это конкретное место уцепился богослов и филолог-лингвист Уильям Уоттон, вундеркинд и признанный "молодой гений", откликнувшийся в 1694 году на сочинение Темпла своим опусом "Рассуждение о знаниях древних и новых". Многословно (в отличие от короткого эссе его оппонента) он высказался в духе, что древние, конечно, титанически велики и ужасны, но зачем же ломать стулья - они тоже могли ошибаться, и ежели их никто не уличал во вранье, это еще не факт, что они не врут (некоторые и иногда) - с конкретной критикой античных сочинителей.



Ричард Бентли

Но наиболее мощный удар по концепции Темпла нанес другой классический лингвист, Ричард Бентли. Он просто-напросто с дотошной въедливостью набросился на "Эпистолы" Фалариса и злобно (можно даже сказать, глумливо) доказал, что они - поздняя подделка. О чем и защитил в 1697 году ученую диссертацию. Такой "опуск вниз" влиятельного при дворе и правительстве человека был довольно скандален. Темпл решил, что не с руки ему, джентльмену из общества, мараться спорами с какими-то "попами-латинистами", да и был уже болен - и помер в 1699 году.

Но его память взялся защитить бывший протеже, начинающий писатель по имени Джонатан Свифт. В 1704 году он издал злобный памфлет (ставший жутко популярным) "Битва книг" ("Полное и правдивое известие о разразившейся в прошлую пятницу битве древних и новых книг в Сент-Джеймсской библиотеке") - сперва как пролог к своей "Сказке бочки", а потом и отдельным сочинением. В этой сатире с неслабыми для Свифта-то проблесками гения описано, как книги "новых" попытались захватить власть (и лучшие полки) библиотеке, и как в жестоком побоище "древние" их раскатали. А в аллегорическом плане автор сравнил спорящих с трудолюбивой пчелой ("древние") и наглым захватчиком-пауком ("новые").



Джонатан Свифт

Заметим, что английский спор развивался в особой национальной манере - авторы цеплялись к частностям (как Бентли к примеру с Фаларисом у Темпла) и личностям друг друга. И в такой форме удар Свифта, конечно, был хоть и ниже пояса, но весьма эффективным. Уоттон попытался ему ответить в предисловии к переизданию своих "Рассуждений "в 1705 году, но Свифт добил контрольным переизданием "Сказки бочки" в 1710 году. После этого "новые" со своими прогрессивными идеями в Англии надолго затихли...

Древние и Недревние

Previous post Next post
Up