Муравьев продолжает жечь в записках. На сей раз расскажу о его "классификации немцев".
Про австрийцев и пруссаков ниже я уже писал. Баварцев будущий покоритель Карса аттестует как "лучшее войско среди наших союзников" (то есть всех) - офицеры толковые, солдаты нарядно одеты и хорошо снаряжены, все храбрые. Одна беда - больше всех остальных любили грабить, просто хлебом не корми, первейшие грабители...
Саксонцы - такой народ, в который ткни палкой, и она через некоторое время сама прорастет и будет давать плоды, или вертеть что-нибудь полезное. Из домов не выбегают даже во время сражений, берегут скарб. И какое бы разорение ни причинили военные селу или городу - через неделю-другую в нем снова людно, жизнь кипит, ремесла и земледелия процветают... Короче, неистребимые работяги-оптимисты.
И отдельный "веселый" пассаж про вюртембергцев и пруссаков. Пруссаки, расположившись со всей союзной армией в Вюртемберге, устроили для местных званный праздник. Мы, говорили они, зла не помним, хоть вюртембергские и были самыми мерзкими и грабьливыми среди тех, кто с французами разорял в 1806 году Пруссию. Мы, говорят, всё простим. Но ежели какая "знатная шлюха на праздник наш не придет - мы ей все окна выбелим..." Такое у пруссаков к вюртембергцам было "мирное всепрощение".
Ну и, к слову, про французов автор просто бальзам на сердце пролил весьма зло прикололся - типа, вошли мы во Францию, а там... Французы ленивыя, могут весь день просидеть у камелька, ничо не делая, за пять верст от деревни не отъезжают, дома нищие - мазанки без полов... Где та Франция, про которую нам жужжале в детстве, вопрошали руссиянские офицеры? Дальше, дальше, обещали им эмигранты. Но "дальше было всё то же самое".
Хорошие солдаты, но жуткие грабители...