Дранг нах Киото
Частичка убитого Имагавы, видимо, залетела в рот Нобунаге - им овладело желание и томление пойтить на столицу и показать там всем, как нам обустроить Японию. Но на пути туда лежала провинция Мино, юзаемая старыми соперниками рода Ода, фамилией Сайто. Перед тем, как погибнуть в 1556 году от руки нерадивого отпрыска, Сайто Досан передал зятю завещание, в котором называл его настоящим наследником и призывал жестоко за себя отмстить. Разделавшись с Имагава в 1560 году, Нобунага вынул этот документ из дальнего ящика и, потрясая им, потребовал возвращения законного имущества. Даймё-отцеубивец Сайто Ёситацу примерно год отважно отбивал набеги злобного соседа, но в 1561 году умер от болезни. Ему наследовал сын Сайто Тацуоки, любитель женщин, изящных искусств и литературы и не любитель воевать и вдохновлять самураев на подвиги. И часть его вассалов, качая головами и прищелкивая языками, перешли на сторону Нобунаги.
Замок Гифу
Но оставшиеся упорно не сдавались, побияя все попытки захватить Мино. Тогда Нобунага решил заделаться знатным дипломатом и выдал свою сестру Оити, прославленную легендосказаниями по всей Японии красавицу, за даймё Адзаи Нагамасу, владевшего северными землями в Мино. Сайто оказались зажаты с двух сторон и начали медленно сдавать позиции. В 1567 году Нобунага смог захватить их твердыню - замок Инабаяма, и присоединил-таки Мино к своим владениям. Ему там так понравилось, что он переименовал замок в Гифу и сделал своей столицей. А также удобной и стратегически важной базой для похода на Киото.
А в столице тем временем творились форменные безобразия. 13-й сёгун своей фамилии Асикага Ёситеру был человеком умным, деятельным и отважным, но против 13-го номера не попрешь - ввязавшись в разборки с кланами Хосокава и Миёси, он проиграл и в 1565 году был подло убит у себя во дворце толпой наемных убийц (причем, будучи искусным бойцом на мечах, десятка полтора нападавших перед тем уложил). Миёси сделали сёгуном Асикагу Ёсихиде, которым вертели как хотели. Но на беду (Миёси думали, что его, а в итоге оказалось, что на их) у нового сёгуна был брат, Асикага Ёсиаки. Брат как брат, ни рыба, ни мясо, сидел, починял примус. Но клану Миёси показалось, что иметь еще одного Асикагу в столице накладно - вдруг начнет чего о себе думать. И надо его зарезать. Ёсиаки, понятное дело, был сильно против и сбежал в клан Роккаку, вопияя и прося помочь наказать убивцев, а взамен позволял объявить себя сёгуном и раздать им всяких плюшек. Роккаку помялись и отказали (боязно было связываться с Миёси, которые были пожирнее и позубастее). Тогда "недосёгун" убег к клану Асакура, но там ему ответили примерно тем же.
Бедный и несчастный Асикага Ёсиаки
И вот тогда-то (в 1568 году) беглый Ёсиаки постучался в ворота замка Гифу. Нобунага выслушал его жалостную историю и понял, что уже давно смыслом его жизни было помочь сироте. Собрав верных командиров и самураев, Ода выступил на Киото. И оказалось, что куда сложнее было побиять своих родных, Имагава или Сайто, нежели захватить столицу всея Японии - Миёси сбежали, поджав хвост, неблагодарные Роккаку были за свое нерадение к священной особе провозглашенного Нобунагой нового сёгуна жестоко наказаны и лишены земель (а многие и жизней). Весь поход занял месяца полтора, и Нобунага с Ёсиаки водворились в священном городе.
Благодарный сёгун предложил своему благодетелю официальный пост своего первого помощника (на большее отпрыск фамилии Тайра прав в принципе не имел). Но Нобунага прекрасно помнил, что случается с героическими самураями, влезавшими в официальную власть, и отказался от постов и должностей, оставив в Киото гарнизон и уехав в Гифу. Это воодушевило Миёси, которые в январе 1569 напали на столицу, но получили по щам от командира Нобунаги, Акети Мицухидэ, и "примкнувшего к нему" отряда клана Адзаи, союзников Ода. Враги бежали, впав в ничтожество, а Нобунага в том же году подчинил себе провинцию Исэ, управлявшуюся родом Китабатакэ, и стал повелителем всего Прикиотья - района Киннай.