Проза жизни. Школа Портнова: pro and contra.

Mar 20, 2016 18:52

Дисклеймер: я знаю, что господин Портнов любит вычислять, кто стоит за минимально негативным отзывом о его Школе Тестеров (примеров в сети предостаточно), так вот на форуме govorimpro.us я ему представлялась в ЛС - понять, кто я, труда не составит. Изложенное ниже является моим личным оценочным суждением, основанным на опыте обучения в Школе Тестеров на курсе SQA Online - February 24, 2015 (который я, к тому же, не закончила).

Школа Михаила Портнова полноценно представлена в сети. Информацию о ней можно отыскать и на сайте самой школы, и на видео-канале Портнова, и на форуме govorimpro.us (где целый раздел посвящен обучению в Школе тестировщиков, а сам Михаил является одним из модераторов форума).

Что касается личности самого Портнова и отзывов об учебном заведении в сети, встречаются самые разные оценки его деятельности, как правило, полярные: от обвинений в аферизме и стрижке наивных лошков-эмигрантов до полного преклонения и восторгов со стороны части его бывших учеников, кому удалось найти себя в новой профессии.

Я не думаю, что правда лежит где-то посередине. Срединная правда - расхожее выражение, но имеющее, на мой взгляд, слабое отношение к действительности. В жизни чаще так получается, что правда у каждого своя: что подходит и хорошо одному, может быть совершенно неприменимо к другому. Я не ставлю своей задачей дискредитировать или наоборот обелить Школу. Я просто пытаюсь собрать здесь воедино то, что я знаю о самой Школе и процессе обучения в ней. Моя задача - помочь в принятии решения: учиться или не учиться. Но выбирает каждый, в конечно счете, сам и только сам.

Теперь подробнее.


Что обещают?

Обещают много и хорошо: приезжайте, люди добрые, любого возраста и профессии, по окончании Школы вы сможете зарабатывать $75 000 - $80 000 в год и даже больше.




Должна заметить на полях, что Михаил - превосходный маркетолог/рекламщик/пиарщик/продавец и отлично понимает психологию эмигрантов с просторов бывшего СССР. Не поручусь, но полагаю, что произведения Ильфа и Петрова - его настольные книги. Если говорить о типаже Портнова (который накладывает отпечаток и на стратегию продвижения его Школы, и на характер обучения в ней), мне кажется близким к истине данное определение:

Вот тут мы и пришли ко второму типажу - Вещатель.
Он вещает. Он - мотиватор. Муза. Птица говорун. Он поговорить умеет - да так, что под его влиянием люди горы свернут! В худшем случае это шарлатаны, вокруг которых вырастают секты, и когда они говорят - все впадают в экстаз. Они всех заражают эйфорией... Все от них уходят "как будто новыми людьми", "заряженными новыми идеями". И все такое. Они так поговорить умеют, что у людей правда вся жизнь меняется от их речей. При этом сами они часто ничего не производят, не делают, и никуда не двигают.

Как вы уже догадались - квинтэссенция такого человека - это хороший психолог, священник, оратор, политик, мотиватор, гадалка, пророк, продавец, рекламщик.

Слабая черта этих людей таки заключается в том, что они часто не стремятся ничего делать сами, и в какой-то момент из этого рождаются таки "перекосы". Т.к. они сами многое никогда не пробовали, в какой-то момент их речи об этом становятся менее компетентными. Они могут вызывать раздражение у тех, кто сам делает. Так же у них растет дистанция к тем, кто реально находится в центре событий и делает - поэтому и взгляд на вещи может становиться более отстраненным и иногда циничным или холодным - они не чувствуют драмы, которая происходит непосредственно на месте, в гуще реальных событий.

Или такой 100% вещатель. Это такой сгусток шарма, который покоряет все сердца, потрясающе говорит. Но только это и делает. Сам никогда ничего не делал, ничего не свершил, не создал, только умничает лучше всех. Отличгный коуч, который про всех знает, как им сделать миллион. Из его учеников миллион сделали только двое, остальные не сделали конечно же, потому что выполнили не все его советы. Но он зато сделал 10 миллионов на их вере в то, что после его лекции они сделают миллион.

С обещаниями понятно. Что же касается гарантий в отношении услуг по обучению, они перечислены на сайте Школы.

Рынок тестеров: кто нужен и каков спрос на профессию?

Очень грубо и приблизительно оценить спрос/предложение на рынке тестировщиков можно с помощью агрегатора вакансий indeed.com. (Я не располагаю более точной информацией и интернетом для ее поиска).

Всего вакансий QA Tester - 895. Из них вакансий QA Tester на ручное тестирование (исключаем SQL, Selenium, HTML, automation и т.п.) - 373. То есть наиболее востребованы автоматизаторы, а не ручные тестировщики.

Что же касается резюме (запрос на точное совпадение фразы QA Tester) - их примерно 14 818. Здесь необходимо принять во внимание 2 момента: 1) в  США принято работу искать всегда (даже если она есть на текущий момент времени); 2) в Америке работают до гробовой доски и гораздо дольше, чем в России.

Как видно из таблицы-диаграммы, наиболее часто встречающийся стаж: 6-10 лет. Опять же, приходится делать допуск-посадку, так как в Америке резюме - не документ, а реклама. Каковы шансы неофитов? На новенького никто не кидается. Если поставить реальный нулевой опыт, откликов не будет совсем. Один из учеников Портнова писал на форуме, что экспериментировал, увеличивая в своем резюме стаж "прошлой" работы: если указывать стаж год - никто не звонит, а вот с 7 годами в резюме рыбка стала ловиться. (При выходе на контрактную, а не full-time работу бэкграунд-чек устраивают далеко не всегда. К слову, молодой человек до сих пор успешно работает на ниве тестирования, следовательно, его успешная стратегия может быть взята на вооружение при наличии определенных знаний, уверенности в своих силах и актерских способностей).




К этой удручающей в целом картине стоит приплюсовать постоянный поток свежеиспеченных тестировщиков Школы Портнова. Только на одном онлайн курсе училось порядка 90 человек, а таких курсов в год - 3. А еще очное обучение в Школе...

Как попасть на курс и сколько это стоит?

Попасть на SQA online курс чрезвычайно просто: достаточно позвонить в Школу и записаться (либо постучаться в скайп к Портнову). Никакого тестирования - берут всех подряд. Далее вас подключат к группе в скайпе, куда и будут скидываться ссылки на доступ к вебинарам. Дается возможность посетить три вводные лекции и решить, надо оно вам или нет. Если решили обучаться - потребуется заплатить через PayPal $1 000. Никакие бумаги-договоры не подписываются. Интерншип (стажировка) не предоставляется.

Очное обучение в Школе предваряет собеседование по скайпу с Михаилом. Предполагается, что присутствует некий отбор. После курса обучения предоставляется практика в одной из калифорнийских компаний. Стоимость самого курса Testing mobile/web applications program составляет $4 200.




При подсчете общей стоимости очного обучения не стоит забывать неизбежные расходы на проживание в недешевом штате Калифорния как на период обучения в Школе (4 месяца), так и на период ожидания и прохождения стажировки (3 месяца), а также поиска работы (0 - 12 месяцев). Минимально только аренда обойдется в $2 000 в месяц. При самом оптимистическом сценарии, расходы на аренду составят 7 месяцев * $2 000 = $14 000 (+ стоимость курса), если работа находится сразу же. При поиске работы в течение полугода: 13 месяцев * $2 000 = $26 000 (+ стоимость курса). Если работа ищется непременно в Калифорнии и в течение года: 19 месяцев * $2 000 = $ 38 000 (+ стоимость курса).

Структура курса SQA Online

Обучение длится 4 месяца и проводится несколько раз в неделю с 6 до 7 вечера по калифорнийскому времени. Приведу здесь План онлайн занятий и расшифрую его содержательную часть (жестко не поручусь, но при очном обучении в Школе программа приблизительно та же).

1. Основной курс лекций (преподаватель М. Портнов).

Блок «Введение в профессию»
[разбивка по смысловым блокам - моя, номера лекций находятся в соответствии с оригинальным планом занятий]

В среднем вебинар длится 1 час с хвостиком. Перед каждой лекцией дается домашнее задание: прослушать предыдущую версию вебинара (как правило, 2011 года), выучить вопрос-ответы, принять участие в проверочном опросе, прочитать главы из книги Patton Ron «Software testing», выполнить задание по тестированию и т. п. Неизменная часть «домашки» - просмотр выступлений-бодрилок от бизнес-проповедников на темы: Attitude Makes All The Difference, Formula for Success and Failure, Clarity and Purpose и т. п. (Возможно, кому-то они и помогают, - вера города берет, но у меня ничего, кроме полнейшего отторжения не вызывали.)

Лекция №1. Introduction: Software QA Profession, curriculum, setting expectations

Session 1. Introduction to the course

Home Work Assignmen

Watch Session 1 pre-recorded webinar (Youtube video) PPT
Learn Interview Questions and Answers-1
Take survey on the SQA Basics-1
Watch James Bach video (20 minutes is enough)
Read "Software Testing": Chapter 1. "Software testing background"
Read "Software Testing": Chapter 2. "Software Development Process"
Software testing fundamentals by Qualitest
QA_Candidate_Test - find as many bugs as you can

Содержание лекции: кратко рассматриваются модели Systems Development Life Cycle (SDLC), даются определения Quality, Software Quality, Software Quality Assurance, Software Testing, Black/White box testing, Bug, Use case, Negative/Positive testing.

Блок «Тестирование»

Лекция №2. Introduction to testing Windows and WEB GUI (Graphic User Interface) and Usability Testing

Содержание лекции: даются определения Regression testing, Exploratory testing, Ad Hoc testing; приводится Windows GUI Testing Checklist; рассматриваются задания в виде поиска багов в Web-форме для поиска/отбора инвойсов по заданным параметрам, программе Portnov Computer School Resume Builder.

Лекция №3. Writing GUI bug reports

Содержание лекции: рассматриваются правила написания GUI bug reports на примере тестирования программы Portnov Computer School Resume Builder.

Лекция №4. Bug Reporting

Содержание лекции: приводятся правила написания bug reports, рассматривается bug's life cycle.

Лекция №5. Elementool - submitting bug reports; creating custom views; bug life cycle

Содержание лекции: использование софта для трекинга багов - программа Elementool.

Лекция №6. Test cases, test plans, test documentation

Содержание лекции: даются определения Test case, Test matrix, Test Plan, Equivalence partitioning, Equivalence Class; рассматривается общая структура Test case, Test Plan; приводится порядок написания задания на тестирование для "Go To Line" функции в Notepad, поля текста "Find"  в Notepad, поля "Last name", поля ZIP-код в Web-форме, функционала Login/Password, текстового поля.

Лекция №8. Energy-Telecom project: requirements, purpose, Web GUI Testing, Testing WEB forms; bug reporting

Содержание лекции: тестирование Energy-Telecom - Web-приложения, предназначенного для сбора данных в разрезе контактной информации и потребностей в телекоммуникационных/энергетических услугах.

Лекция №9. Energy-Telecom project: Mastering Bug Reporting Skills

Содержание лекции: тестирование Web-формы Energy-Telecom - Web-приложения, предназначенного для сбора данных в разрезе контактной информации и потребностей в телекоммуникационных/энергетических услугах; рассматривается общая схема тестирования Web-форм.

Лекция №10. Testing Web Applications: navigation, performance, browser compatibility, gray box

Содержание лекции: даются определения Web server, Application, HTTP, Grey-box testing; называется приложение для тестирования Web Applications - Fiddler; приводится Checklist для тестирования Web-сайта.

Лекция №14. Test documentation: test plan, test design, test suites, test matrices - Part1
Лекция №15. Test documentation: test plan, test design, test suites, test matrices - Part2

Содержание лекций: рассматриваются виды тестовой документации.

Блок «Вопросы для прохождения собеседования, поиск работы»

Лекция №7. Test Documentation interview questions
Лекция №11. Interview questions related to Software Quality Assurance
Лекция №12. Interview questions related to Types of Software Testing-1
Лекция №13. Interview questions related to Types of Software Testing-2
Лекция №16. Job Market Survey Analysis
Лекция №17. Job Search: Posting Resumes on Dice, Keyword coding
Лекция №18. Answering most common interview questions; Company and Project Stories
Лекция №19. Mastering Interview Questions. Answering student questions.
Лекция №20. Job Search Q&A

Если говорить о моих личных впечатлениях, то после вебинаров у меня в голове была сплошная недоваренная каша. Возможно потому, что я привыкла в России к более структурированной (лекция - семинар - домашка), а не настолько сумбурной манере подачи информации. Возможно, в силу своей полнейшей неспособности запоминать то, чего не понимаю от слова совсем, и учить-зубрить определения по принципу «попка-дурак!». Например, для меня, как человека крайне далекого от темы Web-приложений, было совершенно недостаточно узнать, что, дескать, вот, ребята, существует такая хрень как Web server, Application, HTTP, тестирование их - это Grey-box testing, а само тестирование выполняется с помощью Fiddler.

Также поразило, что народ вынужденно занимался самодрочерством. Домашние задания по тестированию участники могли публиковать на специальном форуме - и таким образом сравнивать, кто чего наворотил. Но задания эти в своей массе никем (тонко намекаю на Портнова) не проверялись и оценка степени креативности/идиотизма в поиске багов целиком лежала на будущем тестировщике. По-научному говоря, отсутствовала обратная связь в процессе обучения. Наверное, это сложно, когда на онлайн курсе под 90 человек. Также или лучше при очном обучении в Школе - сказать не готова, банально не знаю. Ну, и могу предположить, что Портнов, неизменно проповедующий, что в тестировании главное common sense, если есть - можно идти работать тестировщиком после пары недель занятий, нет - умри дураком, тебе ничто не поможет - гнет какую-то свою одному ему понятную партийную линию.

Честно признаюсь, что все темы с поиском работы я полностью пропустила (на том момент мое будущее в тестировании проявилось для меня уже вполне отчетливо). Но, по отзывам многих, рекомендации по прохождению собеседований как-раз таки смотреть стоит - толково изложено.

2. Практика тестирования (преподаватель Мария).

1. Мобильное тестирование развивающей игры для детей.
2. Основы Selenium (необязательный факультатив).

Мария, роскошная Мария! Если вы хотите четко понять, кто перед вами - бывший однокашник или самозванец, просто скажите ему на ушко четыре ключевых слова: «мобильное тестирование» и «преподаватель М». Если человек забьется в конвульсиях - точно закончил Школу Портнова. Такое не забывается. Именно после ее занятий я решила принципиально закрыть для себя тему поиска работы в сфере тестирования. Ну, во-первых, мне бы не хотелось тестировать мобильники и детские игрушки (а это, как было сказано, сейчас самое востребованное направление). Во-вторых, «душа поэта» не вынесла… При выдаче инструкции по установке программы для работы с Selenium преподаватель смело заявила: в случае некорректной установки в операционной системе Windows, она ничем помочь не сможет (можно даже не лезть с вопросами), потому что уже давно юзает только и исключительно Mac (а у кого не получилось - идите лесом, Selenium - факультатив, а не обязательная программа).

3. Лекции, видео-лекции для самообучения.

HTML, JavaScript, XML, SQL, UNIX Commands, Perl, Shell Scripting, Selenium (основы из основ, база).

Можно ли устроиться после обучения в Школе на работу (и как быстро) или это все - развод на деньги?

Не составит большого труда найти на форуме govorimro.us людей, которые покинули стены школы, нашли работу в QA и чувствуют себя прекрасно. Как и тех, у кого не получилось. Все индивидуально.

Что касается сроков, они также сильно разные. На моем онлайн курсе (то есть без какой-либо стажировки) еще в процессе обучения устроился на работу молодой человек из ЛА (был опыт в web-дизайне), также нашла работу девушка из НЙ.

Ребята, которые учились очно (и проходили стажировку), иногда ищут работу от нескольких месяцев до года и даже дольше. Предсказать, как оно сложится в каждом конкретном случае, наверное, невозможно.

Вот история талантливого молодого человека, который в итоге после окончания Школы вышел на автоматизацию (программист-самоучка):




















Решает, скорее всего статистика: именно статистика успешных трудоустройств могла бы наглядно показать, насколько велика вероятность положительного исхода (иными словами, окупаемости инвестпроекта , ведь обучение - ничто иное как вложение инвестиций с расчетом на генерирование положительных денежных потоков (дохода в виде зарплаты) в ближайшем будущем). Но тут есть маленькая загвоздка. Михаил Портнов наотрез отказывается представлять какие-либо цифровые данные, и отделывается общими фразами о том, что такая статистика есть и сдается, куда следует.

Какие выводы из этого нужно сделать? Оценить обучение в Школе Портнова как проект с высокой степенью риска (если у вас деньги не лишние и учитесь вы не чисто для души).




Стоит ли учиться в Школе и, если да, то кому?

По итогам обучения у меня сложилось определенное мнение о том, люди какого склада могут быть успешны в профессии тестировщика.

Если говорить о ручном (мануальном) тестировании (которое все меньше и меньше востребовано), то оно в большей степени подойдет людям усидчивым, любящим монотонную однообразную работу (именно отсюда растут ноги представлений о выпускниках Школы, как об «обезьянках Портнова»). Работа на мануальном, начальном, самом простом для входа в профессию уровне, - это исполнение кем-то написанных тестовых заданий (нажатие кнопок, грубо говоря), постоянный повтор одного и того же, если надо, то и 100, и 500 раз. Не для всех, прямо скажем.

Уровень выше - надо уже изучать документацию, опрашивать людей в компании, составлять тестовый план и тестовые задания. Что предполагает абсолютное знание профессиональной области и специальной лексики, а также чрезвычайную коммуникабельность (которая в данной профессии - один из ключевых скиллов).

Автоматизация, то что реально наиболее востребовано на текущем рынке труда и оплачивается более чем щедро, требует квалификации программиста - и никак иначе. А это, безусловно, и профильное фундаментальное образование, и знание современных языков программирования, и понимание «железа» (физического устройства компьютера, того, как эта железяка функционирует, - на уровне «черного ящика» будет недостаточно), и способность к самообучению в кратчайшие сроки. Я абсолютно убеждена, что с нуля (из доярок, кухарок, уборщиц, экономистов-маркетологов), просто закончив Школу, на такой уровень выйти невозможно (а сверхталантливые люди и без Школы Портнова обойдутся).

С учетом сложившейся рыночной конъюнктуры я бы рекомендовала обучение людям с хорошим ИТ бэкграундом и хотя бы минимальным опытом программирования (при желании начать в США именно с тестирования) - в этой Школе, любой другой, посредством самостоятельного обучения - не важно, на самом деле. Что им может реально хорошего предложить Школа? Понимание американского рынка труда, профессионально составленное резюме, крайне эффективные рекомендации по прохождению собеседований, а в случае очного обучения в Школе - стажировку в качестве тестировщика (которая может затем перерасти в работу). Много это или мало? Каждый решает сам.

Люди из несмежных (нетехнических) профессий, но свободно владеющие американским английским, коммуникабельные и целеустремленные, готовые позитивно и азартно прошибать стены лбом, безусловно, могут попытать счастья в мануальном тестировании, но, по сути, для них речь идет о выигрыше в рулетку: их трудоустройство - скорее вопрос удачи и обстоятельств, чем закономерный итог.

И, конечно же, не стоит приступать к занятиям тем, кто владеет языком на начальном уровне - это совершенно зряшная потеря времени и денег. Напомню, что в США говорят на американском, а не британском английском. По факту, это разные языки (преимущественно, в части произношения). Да, сами лекции идут на языке «Russian soldier в Америке», и довольны просты для восприятия. Но для работы того крайне недостаточно. Я бы предложила оценить свой уровень знания языка по книге Patton Ron «Software testing»: обходитесь без словаря, понимаете написанное - здорово, дерзайте! В противном случае, вы себя поставите в крайне жесткие, стрессовые условия, которые вряд ли приведут к позитивному итогу (даже если работа найдется, на ней надо таки суметь работать).

И самое главное: важно правильно оценивать собственные способности, потребности, силы, а также - наличные финансы. Потому что процесс перековки в тестировщика может растянуться на год, а то и больше (а по пути в КоммунизЬм, как известно, кормить не обещали).

Есть ли другие Школы тестеров?

Безусловно, да! Школа Портнова - самое известное среди русскоговорящих, но далеко не единственное учебное заведение, преподающее курс тестирования.

Например, SAM Consulting Services, Inc в Нью-Йорке предлагает серию курсов в ИТ:

Information Technology

- Quality Assurance Automation (QTP and TestDirector)
 - Quality Assurance Comprehensive Course
 - UNIX Fundamentals and SHELL Programming
 - C# / VB.NET / ASP.NET / C++ Programming
 - Java Programming
 - SQL Server Development and Administration
 - Oracle Development and Administration
 - Business Intelligence
 - PHP / MySql / Apache Web Development
 - iPhone / iPad Programming
 - SAS Programming
 - SharePoint
 - VoIP Technician with Cisco Fundamentals
 - Computer Support Specialists (CompTIA, A+)
 - Introduction to Programming

Я узнавала условия обучения в SAM Consulting Services. Пару лет назад Quality Assurance Comprehensive Course стоил порядка $5 000. Русскоговорящий куратор курса обещал мне отстрелять назад всю сумму с помощью подачи заявки в благотворительную организацию, которая поддерживает талантливых евреев из бывшего СССР. Без комментариев.

При желании можно найти колледжи США, которые обучают тестированию (не располагаю информацией, насколько Школа Портнова популярна или наоборот в среде HR - встречаются разные мнения, но полагаю, что американский колледж может быть и повесомее). Также на рынке предлагается огромное количество тренингов, дающих возможность последующей сертификации.

california, usa, Калифорния, Школа Портнова, США, portnov computer school

Previous post Next post
Up