Вскоре после Октябрьской социалистической революции он [Ленин] принимается за улучшение работы государственного аппарата. Этот аппарат, в значительной части унаследованный (по личному составу) от царского времени, работал плохо. Среди царских бюрократов, устроившихся в советском аппарате, нередко процветала волокита, а иногда и взяточничество. Владимир Ильич горячо ополчился против этих безобразий. Еще в начале 1918 г. он пишет тогдашнему наркомюсту Д. И. Курскому: «Необходимо тотчас, с демонстративной быстротой, внести законопроект, что наказания за взятку (лихоимство, подкуп, сводка для взятки и пр. и т.п.) должны быть не ниже десяти лет тюрьмы и, сверх того, десятки лет принудительных работ». Декрет тогда был принят быстро - 8 мая 1918 г. По этому декрету наказание было установлено в 5 лет. Но и в таком смягченном виде этот закон немало содействовал оздоровлению советского аппарата.
Сам
декрет Что здесь интересно?
Во-первых, что мелкие управленцы и чиновники после Революции остались на своих местах, со своими взглядами, со своими привычками и своим отношением к новой власти. А каким могло быть это отношение, если новая власть говорила о власти рабочих и крестьян над этими вот чиновниками? Понимая это, Ленин делал ставку на обучение рабочих и бедноты государственному управлению, и тогда, пройдя это обучение, даже кухарка сможет принимать участие в управлении (таков настоящий смысл цитаты о кухарке).
Во-вторых, то, как рано появилась коррупция. Эта
записка Ленина датирована 4 мая 1918 года, то есть всего через полгода после Октября. И уже ситуация настолько обострилась, что Ленин вне себя требует скорейшего принятия жестких законов. А дело было в том, что чиновников Московской следственной комиссии за взятки и шантаж революционный трибунал
осудил всего на 6 месяцев! Ленин понял, что если это допустить, то завтра воровать будут все, поголовно.
И поэтому третий, самый важный вывод: в любой стране, при любом строе единственный способ борьбы с коррупцией - это жестокие законы и неотвратимость наказания. Другого способа нет и быть не может, пока есть человек, который свои личные интересы ставит выше нравственного закона (именно нравственного, потому что возможность злоупотребить полномочиями всегда найдется). А такого массового человека воспитать удастся еще не скоро.
Напоследок - откровения из соцсетей:
Как, все это благо из-за казней десятка тысяч чиновников? А кто эти проекты создавал, кто находил ресурсы, кто воплощал их в жизнь, наконец, кто строил? Конечно, дело не расстрелах, дело в Компартии, которая поставила задачу, наметила план - и сделала. Но доля правды состоит в том, что масштабные государственные проекты без жестоких законов и неотвратимости наказания за воровство и неисполнение просто невозможны. В этом урок Китая. Который он усвоил, кстати говоря, от сталинского СССР.