Художники-шестидесятники стали первой зарей новой русской реалистической живописи. На смену классическим сюжетам пришли сюжеты из народной жизни, причем художественному стилю была совершенно чужда сентиментальность. Наоборот, они были наполнены пафосом состадания, доходившим до обличения порядка вещей. От этого обличения - один шаг до требования его изменить, а от этого требования - до действительной борьбы. Эти картины звали к справедливости, к борьбе, и среди тех, кто видел их, находились такие, которые вставали на путь революционной деятельности.
Первым среди шестидесятников был Василий Григорьевич Перов. Его картины носят ярко выраженный критический характер. Но и эта критичность, подобно критике Некрасова, не подчинена целиком идее обличения, нет, в ней не отхоходит на второй план, а возвеличивается человек. Картины Перова зовут возбуждают сострадание и праведный гнев, они упорно напрягают совесть и заставляют её работать.
Проповедь в селе. 1861
Сельский кресный ход на Пасху. 1861
Чаепитие в Мытищах. 1862
Проводы покойника. 1865
Тройка. 1866
Это движение русского искусства было поддержано художниками, как и Перов, воспитанными в Московском училище живописи и ваяния, основанном на «партикулярных началах» и не столь зависимым от официальных кругов, как Петербургская Императорская академия: Н. В. Невревым, А. Л. Юмашевым, И.М. Прянишниковым.
Юшанов. Проводы начальника. 1864
Прянишников. Чтение письма в мелочной лавке. 1864
Прянишников. Шутники. Гостиный двор в Москве. 1865
Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866
Неврев. Торг. 1866
Неврев. Возвращение солдата на родину. 1869 год