Кавказ и Черноморье. Часть первая, почему туда.

Jan 27, 2018 22:47

Было дело в 2015 году. Мы были молоды, не обременены и очень рисковы. А тут значит то один удивит поездкой на Балканы, то другой автостопом на пол-России. А мы все знай себе Прибалтику да Скандинавию изучаем. Никакого экстрима. Захотелось чего-то такого, где никто не бывал, и чтобы потом все ахнули, и что-то своими глазами такое увидеть, чего бы в рассказе не передалось. Ну и на юг, где потеплее )

Самая загадочная часть, самая нераскрываемая - есть у меня с Тбилиси переписка по одному хобби. Контактирующая сторона и я переодически интересуемся, что да как в жизни происходит, и периодически нас туда звали, не, не из вежливости, а на самом деле, потому что такой хороший там человек ) А тут очередная беда случилась, вроде бы в мае на Тбилиси полились дожди, случился обвал на речку, который потом прорвала и паводковая вода затопила зоопарк с человеческими и животными жертвами. Вы наверное запомнили мемасики и картинку, как мужики на резиновой лодке сбивают палкой висящего на кондее медведя к себе в лодку. Но после этого мы списались, уточнили, что все живы, и на очередное предложение приехать - решили ехать.

Чем интересна Грузия и конкретно Тбилиси россиянину, татарстанцу и казанцу? Во-первых, сам по себе очень древний регион, с древней культурой. Но и бывшая советская республика, и крайне интересно, как общее советское было преломлено через местные традиции, где и как это укоренилось, в общем - такой способ взглянуть немного на себя как бы со стороны. Ну и в-третьих, это постсоветский регион, где совсем неевропейская постсоветскость сочеталась с очень живой национальной культурой, поголовным знанием родного языка и ощутимым незнанием русского, короче, татарстанцу туда стоило бы съездить, чтобы посмотреть, на что походил бы примерно Татарстан, будь он обласканная союзная республика со всеми мощными вливаниями в развитие местной культуры, идентичности, в преобладание титульного населения в столице (ведь Тифлис был во многом армяно-азербайджанским городом, не совсем внутри ядра основной территории Грузии, не чисто грузинским). Еще интересно посмотреть на то, как люди с кавказским менталитетом обустраивают государство в полной широте его функционирования, от министерств и науки до мелкого бизнеса и жкх. Не скрою, что по моим ощущениям на нашем Северном Кавказе есть некое напряжение между тем, как хотелось бы местным и тем, как оно велят федеральные нормы. А тут пожалуйста, нормы назначаем сами. Ощущения небольшой страны тоже хотелось понять и попробовать - тоже татарстанцу было бы полезно и интересно примерить к своей шкуре, вот как оно было бы, буть свое независимое государство со всеми прелестями настоящих границ, таможен и т.п - в понятном модельном окружении.

Ну а Трабзон мы добавили до кучи: во-первых, где-то в тех краях наши велосипедисты ходили в поход и были в восторге. Турцию очень хотелось после Стамбула посмотреть как можно более непарадную, то есть не Стамбул, не Анкару и не пляжный юг. Правда, уже потом, я подумал, что Черноморское побережье - тоже не усредненная Турция, как и курдские провинции. По сути, места, которые мы посетили - это эдакий турецкий Кавказ. Не турецкий Дагестан, так турецкая Адыгея с Кабардино-Балкарией. Во-первых, менталитет местных людей они и сами считают не вполне турецким. Во-вторых, тут сохранились, все более обретают популярность местные культуры и этносы, которые не просто "турки" - лазы, т.е. мегрелы-мусульмане, вроде аджарцев, родственные грузинам картвелы, хемшины - потомки мусульманизированных армян, а также черноморские турки, сохранившие вот очень много от румов - понтийских греков. Можно считать местных турков мусульманизированной версией понтийских греков, но это не очень верно - мусульманизированная версия румов - это весь турецкий народ в своей массе, все те, кто "просто турки" ) Однако, у местных черноморских турков вся материальная, народная культура - та же, что у понтийских греков, их отличает скорее только религия (даже не язык - в отдельных долинах живут вполне себе мусульмане, говорящие на почти древнегреческом - язык архаичнее, чем византийский греческий). На яйлах проводятся фестивали, танцуются танцы, уходящие корнями во времена аргонавтов. Короче, такой крутой микс надо было бы посетить, и опять же сравнить с богатством культуры нашего Поволжья, попытаться ощутить и сравнить сохранность местных культур от общегосударственной. Интересно было посмотреть на это место и как на Эрдоганщину - тут он и его партия пользуются действительно искренней поддержкой населения, во-первых, он сам оттуда родом, во-вторых, его политика скорее для таких людей, каких в этом регионе большинство.

По пути было решено сделать подробные пересадки в Ростове, Владикавказе и Сочи, хотя Владикавказ не состоялся. Ростов мне интересн как любой миллионник России, Владикавказ - как осетинская столица, а вот от Сочи многого не ждали )

В итоге план нарисовался такой - доехали до Ростова на прямом поезде с Казани, там проводим день, изучаем город. Пересаживаемя на поезд во Владикавказ, там ищем такси через Кавказский хребет, приезжаем в Тбилиси. Там снимает хостель, но навещаем нашу контактирующую сторону и ее стараниями смотрим все интересное ) Потом переезжаем в Батуми на чем получится, ночуем одну ночь, переезжаем в Трабзон, где смотрим, что там есть (тут уже заранее готовили список), пытаемся попасть на фестивали, о которых было очень неясно и непонятно, как определить наверняка. Потом обратно в Батуми, там смотрим город и окрестности получше, и потом на "Комете" в Сочи, откуда на поезде уже в Казань.

Напрочь не помню обстоятельства отъезда. Скорее всего уж летняя ночь, Северный вокзал, далекий фонарь транзитного поезда, еще видный от Дербышек. Я после поездки с Давыдкой на поезде уже напрочь забыл про спокойные поездки в плацкарте вдвоем )

сакартвело, karadeniz, путешествия

Previous post Next post
Up