q3d

Canon 5Dsr: обзор особенностей и моё мнение

Feb 06, 2015 12:59

Начну вновь традиционно. Появилось что сказать по поводу Canon EOS 5Dsr, и конечно Canon 5Ds - 50-мегапиксельных полнокадровых зеркалках, нацеленных на самых требовательных к детализации фотографов, то есть о камерах, играющих на одном поле с цифровым средним форматом.




Отличий от 5D Mark III, который продолжит выпускаться параллельно (5Ds не является его заменой) довольно много - кое что камера приобрела, а кое что и потеряла.




Последней камерой Canon с индексом “s”, происходящим от "reSolution", была 1Ds Mark III, разрешение которой составляло высокие для своего времени, и обыденные для сегодня 21 Мп, и сенсор которой позже (через год) использовался в 5D Mark II. Выпускалась она с 2007 года. Затем на смену 1Ds Mark III пришёл 1D X, разрешение у которого было ниже (18 Мп), но он гораздо меньше шумел на высоких ISO и обладал намного более продвинутым автофокусом и в два с половиной раза большей скорострельностью. По большому счёту, 1D X камера для работы в жанре репортажа, она менее интересна, в сравнении с 5D Mark III для студийной, интерьерной, портретной, рекламной и предметной фотографии.

С выходом Canon 5Ds и 5Dsr “третий пятак” смещается в зону ещё большей универсальности. Новинки не очень подходят для репортажа и совсем не пригодятся видеографам, но наголову интереснее там, где нужно выжать из фотографии максимум деталей.

Чтобы ещё больше заинтриговать отмечу, что с выходом Canon EF 70-200 f/2.8L II IS USM перед инженерами Canon была поставлена задача проектировать оптику, в том числе недорогую, под матрицы сверхвысокого разрешения. То есть всё, что вышло после этого 70-200 рассчитывалось на сенсоры с разрешением более 50 мегапикселей. Я внимательно наблюдал за этим трендом, и появление 50-мегапиксельного сенсора в серийных камерах для меня было лишь вопросом времени.

Обзор Canon 5Dsr | Сенсор

Самое главное в 5Dsr - сенсор, полное разрешение которого составляет 53 мегапикселя, а рабочее 50,6 Мп. Официально Canon не подтверждает (как обычно), но зная как происходит разработка и производство, я могу предположить, что используется технологический процесс, аналогичный тому, по которому производятся 25-мегапиксельные матрицы для Canon 760D. Уточнил в Canon, таки похоже, что техпроцесс от 7D Mark II. То есть, фактически, уровень брака при нарезке сенсора с кремниевой пластины позволяет делать из неё более крупные сенсоры. Читал предположения, что это техпроцесс от 7D Mark II, но склонен не согласиться.




Зачем в Canon приняли решение выпускать две камеры вместо одной, с одной стороны понятно: на Canon 5Ds есть оптический низкочастотный фильтр, а на 5Dsr используется система “отмены низкочастотного фильтра”. Выпустить две камеры чтобы на одной фильтр был, а на другой не было, технически проблематично, это сильно усложняет процесс производства и удорожает его, что в нынешних условиях рынка для производителя не выгодно. С другой стороны, вспоминается Nikon, которая шла ровно тем же путём с D800/D800E, а в итоге пришла к одной камере D810, у которой низкочастотный оптический фильтр совсем убрали и не особо её за муар ругают.



И всё же, на уровне DPP (софт Canon для конвертации) будет поддержка удаления муара, которая может быть актуальна при съёмке регулярных текстур, типа тканей.




По шумам Canon 5Ds решено было ограничить на уровне 6400 единиц, с бустом до 12800. По уровню шумов, при попиксельном сравнении, Canon 5Ds я бы сравнил с Canon 5D Mark II (2!) и Canon 7D Mark II, но за счёт более высокого разрешения при печати новая модель оказывается в выигрыше, а при съёмке на низких ISO, когда шум мало влияет на картинку, существенно выигрывает по детализации. Технически, можно было расширить диапазон и до 102400, но по мнению Canon даже наличие такой опции может расстроить ряд фотографов, которые попытаются (не очень разумно) использовать камеру на сверхвысокой чувствительности. Как показывает моя практика, и практика многих практикующих профессионалов, выше ISO 6400 подниматься на съёмках, в которых нужна высокая детализация, не приходится.

По динамическому диапазону 5Dsr, как говорят в Canon, будет сопоставима с 5D Mark III, что неплохо для 50-мегапиксельного сенсора с его плотностью, но несколько уступает последним новинкам, используемым в камерах Sony и Nikon.

Обзор Canon 5Dsr | Изменения в конструкции

Сенсором с таким высоким разрешением пользоваться, хоть на какой системе (включая цифровой средний формат) довольно проблематично. Малейшее сотрясение фотоаппарата, даже хлопком зеркала, или вибрация на штативе, приводят к смазу картинки. Собственно, этот эффект давно имеет место - переходя с 8-мегапиксельных зеркалок на 12-мегапиксельные, а затем и на 16-мегапиксельные, я вдруг всё больше стал видеть бракованных по смазу кадров в отснятом.




С 50 мегапикселями ситуация уже на грани критичной. В обычных условиях, снимая с рук, без стабилизатора, здесь стоит думать о том, чтобы придерживаться уже иной формулы, выбирая выдержку. Если для обычной камеры актуально S=1/F, то есть при фокусном расстоянии 200 миллиметров стоит снимать на выдержке не длиннее 1/200 секунды, то для сенсоров такого разрешения я бы предлагал исходить из S=1/F*2, то есть при тех же 200 миллиметрах стараться не опускаться ниже 1/400 секунды при съёмке статичной картинки.

Как альтернатива - необходимо развивать в себе навыки надёжной стабилизации камеры, пользоваться штативом, спусковым тросиком или иным дистанционным запуском. В студии, при съёмке с рук, стоит использовать вспышки, дающие наиболее короткую длину импульса.

Подчеркну - все советы имеют отношение к случаям, когда из сенсора нужно вытянуть максимум возможных деталей.

С технической точки зрения Canon учитывала этот фактор, поэтому хоть у 5Ds и 5Dsr не появилось электронного (я бы назвал его “программным”) затвора, были внесены изменения в механику и алгоритмы работы и затвора, и зеркала, в том числе, в режиме MuP (блокировки зеркала). В камере даже есть деликатный режим, который учитывает вес установленного объектива, и позволяет использовать регулируемый тайминг спуска, с паузой после поднятия зеркала, чтобы система успела “успокоиться”.




С точки зрения конструкции тушки, расположения на ней кнопок, изменений практически нет, за исключением того, что под крышкой теперь разъём USB 3.0, позволяющий быстрее скачивать отснятое из камеры. При диком размере RAW с 50-мегапиксельного сенсора это актуально.

Скорострельность камеры была снижена до 5 кадров в секунду, и причиной тому огромное разрешение. Даже двум процессорам Digic 6 непросто справиться с потоком данных, который выдаёт 50-мегапиксельный сенсор. Считайте, за секунду на него валится столько же, сколько дал бы Canon 760D, снимая на скорости в 10 кадров в секунду или 1D X на скорости 14 кадров в секунду.

Обзор Canon 5Dsr | Не совсем для видео, но…

У тех, кто занимается видеографией параллельно со съёмкой фото печаль. Они лишились выхода на наушники, и универсальность 5Ds/5Dsr оказывается существенно ниже, чем у 5D Mark III - для серьёзной съёмки видео, когда необходим мониторинг звука, камера подходит с натяжкой, да и не позиционируется она на этот сегмент, где основной рабочей машинкой остаётся 5D3, выигрывающая ещё и по шумам.




В принципе, с позиционированием я всё понимаю, но по моей практике, многие хорошие видеографы ещё и фотографируют, и часто очень хорошо. Вынуждение их иметь в арсенале две разные тушки, причём дорогие, решение вызывающее вопросы. С другой стороны, никто не отменял внешние рекордеры, так что выкрутиться можно, но решение в целом не оптимальное.

На этом фоне интересно, что в Canon 5Ds появилась следящая фокусировка при видеозаписи и поддержка коррекции искажений объектива в реальном времени. К тому же, увеличение картинки для оценки резкости теперь возможно с большей кратностью. Получается, что кое-что добавили, а кое-что выпилили.

Обзор Canon 5Dsr | Поддержка быстрых карт памяти SD и CF

На это жаловались владельцы третьих пятаков, снимающие на две карты сразу, и теперь это исправлено. Наряду с поддержкой USB 3.0, камеры Canon 5Ds и 5Dsr обзавелись поддержкой быстрых SD-карт, до уровня UHS-I включительно. Опять же, жаль что не более быстрого перспективного UHS-II, ведь есть уже SD-шки, со скоростью близкой к 300 мегабайтам в секунду. В стандарте UHS-I максимум, который есть у Sandisk, составляет 95 мегабайт в секунду.




Ну и на уровне CF поддерживается UDMA 7. Это позволяет камере сохранять полную скорость серийной съёмки до 510 снимков в формате JPEG и до 14 в RAW. Для сравнения, 5D Mark III с самой быстрой CF может снимать на скорости в 6 кадров в секунду до 16270 JPEG и до 18 RAW.

Обзор Canon 5Dsr |Автофокус и экспозамер

Система автофокусировки в Canon 5Ds и 5Dsr осталась прежней, аналогичная используется в 5D Mark III, 1D X и несколько другая в 7D Mark II - у 5Ds 61 точка, 41 из них крестового типа и работают в полную силу на оптике не темнее f/4, пять точек типа “двойной крест” с полной чувствительностью до f/2.8, центральная работает до f/8 включительно.

Экспозамер был улучшен, теперь для этого используется полноцветный сенсор с разрешением 150 тысяч точек, чувствительный и в ИК-диапазоне, определяющий экспозицию по 252 зонам. Это существенный шаг вперёд, по сравнению с 63-зонным замером Canon 5D Mark III.




Также, информация с сенсора используется в работе системы автофокуса, как это сделано у Canon 1D X. Система называется iTR (Intelligent Tracking and Recognition) и помогает при использовании постоянного следящего режима фокусировки. Насколько кейс со следящим фокусом актуален для камеры сверхвысокого разрешения для меня вопрос.

Обзор Canon 5Dsr | Пара мыслей про оптику

Как я уже говорил в самом начале, начиная с выпуска Canon EF 70-200 f/2.8L IS II USM все новые объективы у Canon рассчитывались на использование с сенсорами, разрешение которых превышает 50 мегапикселей. Это означает, что в скором будущем стоит ожидать выхода светосильных фиксов, которые будут лучше справляться с таким разрешением на открытой диафрагме, потому что нынешние бестселлеры, типа EF 50mm f/1.2L II USM, EF 85mm f/1.2L II USM, EF 135mm f/2L USM прилично устарели, при их разработке не учитывалась возможность появления в будущем сенсоров аналогичных тому, что установлен в 5Ds и 5Dsr.

Скажем, новый 400-миллиметровый фикс Canon EF 400mm f/4 DO IS USM эти мегапиксели разрешает, даже на максимально открытой диафрагме, просто невероятно хорошо.




В то же время, я бы задумался о том, что для вытягивания максимума деталей из камеры совсем нелишним, при 50 то мегапикселях, будет оптика со стабилизацией, и в этом плане 24-70 f/4L IS USM выглядит в чём-то даже предпочтительнее Canon EF 24-70 f/2.8L II USM при съёмке основных сюжетов в условиях нормального и хорошего освещения, да и в студии, даже под импульсными источниками с их короткой выдержкой.

Обзор Canon 5Dsr | Подведу итог

Canon 5Ds интересная нишевая камера. Она не так универсальна как 5D Mark III, остающийся актуальным в линейке, и не пришла ему на замену. Фактически, это камера для тех, кому требуется максимум разрешения, кто не занимается видеографией, для рекламной, премиальной свадебной, студийной, интерьерной и пейзажной фотографии, когда требуется получить исходник для обработки и вывода на огромный формат.




Для большинства продвинутых фотолюбителей возможности сенсора избыточны, и нет смысла покупать камеру, которая проигрывает 5D Mark III по рабочим ISO и максимальной чувствительности, не оснащается выходом для наушников и имеет меньшую скорострельность. Но в своём сегменте, на одном поле с цифровым средним форматом, это довольно интересное предложение, которое в каком-то смысле можно отнести, несмотря на высокую для зеркалок цену, к бюджетному сегменту. Цифровой средний формат ведь намного дороже, правда у него есть и свои плюсы, и свои минусы.

И я не стал бы забывать, что возросшее в четыре раза разрешение накладывает серьёзные ограничения на компьютер, на котором будут обрабатываться фотографии. Скажем, топовые MacBook Pro даже с 4 ядрами и 16 гигабайтами оперативной памяти, при работе с такими снимками, уже начинаются откровенно задумываться. Любые фильтры, эффекты, работа со слоями, потребуют невероятной вычислительной мощности. Тем кто снимает на средний формат в цифре это знакомо.

Подробнее к обзору Canon 5Dsr вернёмся, когда в Москве появятся серийные образцы, с которых можно будет выкладывать примеры, то есть ближе к маю.

Спеки Canon 5Dsr искать здесь, а спеки Canon 5Ds вот тут.

P.S. Про цены: рекомендованная цена тушки 5Ds $3699, за 5Dsr хотят $3899. Российские цены предсказать не возьмусь, сами понимаете почему. Продажи начнутся к лету 2015.

Другие посты у меня в блоге на тему:
Обзоры объективов Canon искать по тегу #объективы

canon 5d, canon 5ds, первый взгляд, обзоры, зеркалки

Previous post Next post
Up