Оригинал взят у
sic_atemi в
Кировская ТЭЦ-4: Взгляд изнутри В середине декабря посчастливилось принять участие в блог-туре на Кировскую Теплоэлектроцентраль №4. Получив приглашение лично от
lexy_dance, желание получить опыт промсъемки было настолько велико, что я немедля согласился. На ТЭЦ-4 мы отправились во всеоружии с фотоаппаратами и штативами, что потом сыграло "злую шутку" - нам пришлось тащиться в самом конце колонны, слегка нервировать сопровождавших нас сотрудников желанием сделать кадр по-круче, ну а постоянная спешка отложила отпечаток на качество фото - местами получалось не так, как хотелось бы. Первый блин - комом, но надеюсь, что нас снова пригласят для дальнейшего сотрудничества =).
Для информации - небольшая порция текста из
википедии:
Кировская ТЭЦ-4 - тепловая электростанция в составе ТГК-5. Крупнейшая электростанция Кировской области по тепловой мощности. Расположена в Кирове, на улице Луганской Октябрьского района. Электрическая мощность - 320 МВт, тепловая мощность - 1378 Гкал/ч. Персонал - 500 человек. ТЭЦ выдаёт электроэнергию по 15 воздушным ЛЭП напряжением 110 киловольт.
Решение строить станцию было принято в конце 1950-х годов в связи с нарастающим дефицитом генерирующих электро- и тепломощностей, появившимся вследствие развития предприятий, эвакуированных в Киров во время Великой Отечественной войны. В качестве места строительства был утверждён отдалённый от городской застройки участок восточнее посёлка Ганино и южнее завода № 32. Строительство началось в 1958 году, в первый год сооружены артезианские скважины, 11 щитовых домов и кирпичное общежитие для сотрудников. К 1962 году завершились основные строительно-монтажные работы. 12 февраля 1963 года был совершён пробный запуск энергосистемы: растоплен котёл № 1, синхронизирована работа турбины и электрогенератора. В 1965 году завершено строительство первой очереди ТЭЦ. В 1990 году станция подготовлена к работе на природном газе. В 2009 году завершились работы по модернизации котла № 9 стоимостью 232 млн рублей по проекту СПбГПУ. В результате котёл подготовлен к работе на всех основных видах топлива (уголь, торф, газ, мазут), увеличился КПД котла, а выбросы в атмосферу сократились на 65%.
Вид станции летом 2013 - кран реконструирует градирню.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахНу а субботним декабрьским утром мы отправились на саму станцию. Объект - стратегический, так что пришлось предъявлять документы и сверяться по ранее приготовленным спискам. Миновав проходную, одев каски, мы отправились по территории станции по маршруту, который соответствует этапам производства тепла и электроэнергии.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Нашими экскурсоводами были директор Кировского филиала "ТГК-5" Дмитрий Трушков и зам. главного инженера по эксплуатации Николай Колчанов.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Отправной точкой нашей экскурсии стала сеть железнодорожных путей, по которым производится подвоз топлива.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Подвозимое поездами топливо, которое сжигается в котлах - торф. На территорию станции он доставляется ЖД-составами со стороны Гирсово. Процентное соотношение сжигаемого топлива на станции - 8% торфа против 92% газа, так что голубое топливо доставляется по трубам и нет смысла описывать этот процесс. Торф приходится использовать из-за невозможности увеличения объема поставляемого газа.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Прибывшее топливо ждет 2 пути - либо его отправляют на склад под открытым небом в качестве запаса на зиму:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Под стать мощной станции и мощная техника.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Либо вагоны загоняют в разгрузсарай, откуда по конвейерам торф подается прямиком на станцию. Въезд в разгрузсарай.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А вот так выглядит разгрузсарай внутри. Торф сбрасывается рядом с путями вниз, а размер сарая позволяет принять разом много вагонов.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Отсюда торф едет на станцию.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вид на конвейер с улицы.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках После этого мы направились в цех очистки воды. Зимой на станции достаточно тепло, поэтому в гости иногда забегают пушистые друзья, чтобы погреться. Посмотрите в эти глаза - как можно поднять руку и прогнать эту милаху?
Посмотреть на Яндекс.Фотках В цехе есть свой щит управления как с новыми приборами, так и вполне древними, но работающими.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках В самом цехе огромное количество самых разных цистерн, труб, насосов и вентилей.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Следующий этап нашей экскурсии - транспортёр, который подаёт торф в бункеры. По пути наверх можно заметить интересный оптический эффект - если наклонить голову вправо, то будет казаться, что труба падает.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Каска несколько раз спасла голову от низко расположенных коммуникаций и различных перегородок.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Для тех блоггеров, кто ценит своё время, была устроена бесплатная и быстрая доставка наверх по транспортёру. Шутка. =)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Всю эту систему приводят в действия вот такие двигатели.
Посмотреть на Яндекс.Фотках После этого торф ссыпается в специальные бункеры, где хранится перед подачей в котельную. Под ногами красноголовиков около 5 этажей вниз.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Чем-то напоминает грейдер и отвал у снегоуборочной техники.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Много оборудования на станции достаточно изношено и требует замены в перспективе. Не так давно была закончена реконструкция котла, которая позволила уменьшить выбросы в атмосферу и увеличить КПД.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках По пути в котельную прошли мимо щита управления конвейерами и транспортёрными лентами.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Попав в котельную, ощущаешь особую атмосферу - невероятная жара, гул, свист, полумрак и дрожащий пол под ногами. Непередаваемые ощущения! Невероятная мощь!
Посмотреть на Яндекс.Фотках Котлы просто огромны - их можно смело сравнить с 9-этажным домом. Кстати, работают они без остановки и гасятся только для профилактики.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Очень монструозно. Давление, под которым пар поступает в турбины, составляет более 100 килограмм на квадратный сантиметр (!).
Посмотреть на Яндекс.Фотках Огромное количество труб и датчиков.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Щиты управления котлами.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Одно неосторожное движение и можно запросто нарушить энергосистему половины города, а так же оставить тысячи домов без тепла.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках После сгорания весь "выхлоп" очищается и выводится по трубам
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Из котельной можно сразу попасть в турбинный цех. Там пар под давлением попадает в турбины, которые крутят электрогенераторы и вырабатывают электричество. На данный момент несколько турбин находятся на реконструкции.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Работающая турбина, она находится сверху в желтом кожухе. Внизу - 15 метров труб и коммуникаций.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Еще одна реконструкция.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Система пожаротушения. У каждой турбины есть своя водяная пушка.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Паутина труб и сложных инженерных коммуникаций.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках В состав станции также входят градирни, которые остужают воду, но туда нас не сводили. Знатоки говорят, что ничего необычного - обычные "фонтаны" и бассейны с водой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках На этом наша экскурсия подошла к концу, после чего мы отправились в один из кабинетов руководства станции, где Дмитрий Трушков ответил на все интересующие нас вопросы и пообщался с нами в неформальной обстановке. Хочется выразить огромную благодарность всем тем, кто участвовал в организации этой экскурсии - руководству, пресс-службе и всем собравшимся гостям.