Оригинал взят у
technolirik в
5-й дрезденский фестиваль паровозов. Часть 1: паровозы.С 5 по 7 апреля в Дрездене проходил один из крупнейших железнодорожных фестивалей в Германии - "Das 5. Dresdner Dampfloktreffen", дословно "пятая дрезденская встреча паровозов". Фестиваль длился три дня, во время которых посмотреть на огромных железных динозавров давно ушедшей эпохи пришло более 13 000 любителей железной дороги. Мероприятие проходило в двух локомотивных депо, давно ставших музейными а также на территории одного современного действующего депо Deutsche Bahn. Несмотря на название фестиваля, на нем были представлены не только паровозы но и огромное количество прочей железнодорожной техники, о которой я расскажу в следующих частях. Первая часть рассказа будет посвящена исключительно паровозам.
Об этом фестивале я узнал совершенно случайно. В пятницу 5 апреля я получил смс от друга, в котором тот сообщил, что на дрезденском вокзале стоит паровоз и несколько старинных вагонов. Мое любопытство не позволило мне усидеть дома и я, взяв фотоаппарат, отправился на вокзал. Действительно на одном из крайних путей, стояло несколько железнодорожных раритетов.
01. Паровоз-юбиляр, которому в этом году исполнилось сто лет, в честь чего паровоз немного принарядили.
02.
03. Сразу за паровозом стояла парочка вагонов, тот что на переднем плане, постройки 1869 года, второй - намного более современный - середины ХХ века.
04. И завершал колонну ГДР-овский тепловоз.
Вся эта техника была выставлена на вокзале не просто так. Рядом с ней был установлен небольшой информационный стенд с брошурами и рекламными флаерами из которых я и узнал о том, что с сегодняшнего дня в Дрездене проходит крупный железнодорожный фестиваль. Я решил непременно посетить его на следующий день, но на следующий день над городом висели хмурые беспросветные тучи и я, подумав, что при таком освещении фотографии получатся плохими, решил подождать еще один день - вдруг повезет с погодой. И с погодой таки повезло - в Дрездене в тот день впервые за две недели показалось солнце, было тепло, солнечно и это был действительно первый день настоящей весны в этом году.
05. Уже при подходе к месту проведения фестиваля в воздухе приятно пахло дымом и туда-сюда сновали большие черные машины
06. А на территории исторического депо, которое обычно всегда закрыто, кипела жизнь.
07.
Чтобы проникнуть внутрь пришлось постоять в очереди, так как желающих попасть на фестиваль было очень много. Мне кажется, что вряд ли где еще в мире есть страна, в которой так много любителей железной дороги, как в Германии. Тут железная дорога - культ с огромной армией поклонников. И по части сохранения исторического подвижного состава немцы - образцовая нация.
Отстояв очередь я проникаю в царство пара, дыма и больших грациозных машин.
08.
09.
10.
11.
12.
13.
14. Народу было очень много, но при этом дискомфорта по этому поводу не возникало совсем. Все было культурно, вежливо и доброжелательно, как обычно у немцев. Никакой толкотни, никто не пытался прорваться вперед в очередях, люди улыбались, наслаждаясь праздником и первым по-настоящему весенним днем в этом году.
15.
16.
17.
18. Среди посетителей было очень много семей с маленькими детьми. Я представляю какой восторг для ребенка оказаться на таком празднике. В детстве я видел паровозы лишь на постаменте в качестве памятников, но даже они вызывали во мне огромный трепет и восторг своим внушительным и грациозным видом. И находясь сегодня на этом фестивале я как будто снова вернулся в детство. Тот же восторг и радость!
19. Вся территория депо отлично просматривалась с моста, находящегося рядом, поэтому на мосту образовалось столпотворение из случайных прохожих, наблюдающих за фестивалем свысока.
20.
Шоу программа была незатейлива. На протяжении всего дня паровозы по очереди выезжали из депо, заправлялись углем и совершали небольшие поездки на несколько километров, катая детей в кабине машиниста, затем высыпали пепел из топки в яму и снова возвращались в депо. Выглядело все это примерно так:
21. Загрузка угля в тендер паровоза.
22.
23.
24.
25. Толпа жаждет зрелищ.
26. Заправленный углем паровоз въезжает на поворотный круг, чтобы отправиться в поездку.
27. И катает счастливых детишек
28.
29. Машинист высыпает пепел из топки в яму. Процесс проводится вручную, поворотом специального рычага, который опрокидывает поддон топки.
30. Посетить фестиваль имели возможность также люди с ограниченными физическими возможностями и мамы с колясками. Инфраструктура депо и продуманные бесступенчатые пешеходные дорожки позволяли самостоятельно добраться до территории праздника людям на инвалидных колясках.
31. На празднике был также гость из Чехии - паровоз из Национального технического музея Праги, приехавший в Дрезден своим ходом.
32.
33. Вначале я подумал что паровоз польский. На эту мысль меня натолкнули таблички в красно-белой гамме, как цвета польского флага.
34. Локомотивная бригада из Чехии.
На территории этого депо помимо паровозов были два других представителя железнодорожной техники.
35. Первый - дизель-гидравлический маневровый ГДР-овский локомотив, 1970 года выпуска.
36. И какая-то интересная кабинка на колесах. Что это за аппарат и для чего он предназначен я так и не понял. Если кто знает - подскажите.
Теперь плавно переместимся в само локомотивное депо а я параллельно расскажу его историю.
История депо Дрезден-Альтштадт, где проходило данное мероприятие берет свое начало в 1872 году с постройки здания для разогрева и стоянки 20 паровозов и угольного склада. Эти здания и стали основой для депо Дрезден-Альтштадт. До 1894 года по соседству были построены еще три здания для стоянки локомотивов а также дома для отдыха локомотивных бригад. Здания были предназначены только лишь для стоянки локомотивов. Ремонт же паровозов производился совсем в другом месте. Каждый из четырех паровозных гаражей был веерного типа с поворотным кругом и всей необходимой инфраструктурой для обслуживания паровых локомотивов.
37.
Лишь в 1926 году к паровозному гаражу №4 было пристроено здание ремонтных мастерских, рассчитанное на семь мест. И с тех пор это место стало полноценным депо. В 30-х годах в депо Дрезден-Альтштадт базировались практически все саксонские скоростные локомотивы, на то время это было около 120 паровозов. Это был пик развития локомотивного депо Дрезден-Альтштадт. Начиная с 1940 года развитие депо пошло на спад. После введения в эксплуатацию нового депо Дрезден-Фридрихштадт был выведен из эксплуатации паровозный гараж №3, пути были демонтированы, поворотный круг тоже. Здание стало использоваться как склад для военных материалов.
38.
17 апреля 1945 года большая часть депо Дрезден-Альтшадт превратилась в гору обломков и пепла. Восстановлению подлежал лишь локомотивный гараж №4, административное здание и магазин. Локомотивный гараж №1, в котором сегодня хранятся паровозы был построен заново в 1953 году. Он было также рассчитан на эксплуатацию электровозов. После того, как в 1977 году в ГДР были выведены из регулярной эксплуатации локомотивы на паровой тяге, депо Дрезден-Альтштадт стало пристанищем для списанных скоростных паровозов. А рабочая часть депо стала обслуживать лишь маневровые тепловозы.
39.
Постепенно начиная с 1989 года Deutsche Bahn стал отказываться от использования депо Дрезден-Альтштадт и кто знает какая участь постигла бы паровозы и железнодорожное хозяйство депо, если бы в 1999 году не было создано общественное объединение "IG Bw Dresden-Altstadt e.V.", поставившее целью сохранить инфраструктуру и технику депо Дрезден-Альтштадт. В 2001 году было решено на базе локомотивного гаража №1 создать железнодорожный музей, который был открыт 18 мая 2002 года. А на базе исторического локомотивного гаража №4 и прилегающей к нему ремонтной мастерской был организован филиал Дрезденского транспортного музея.
40.
Чтобы депо Дрезден-Альтштадт не стало полностью музейной территорией но и продолжало работу по своему прямому назначению Deutsche Bahn построил в 2006 году между 1 и 4 локомотивными гаражами новое современное здание для обслуживания и стоянки региональных поездов. В следующих частях я покажу и исторический локомотивный гараж №4 и современное депо Deutsche Bahn, а сегодня рассказ о локомотивном гараже №1, который стал пристанищем последним динозаврам из эры паровых машин.
41.
Самое прекрасное в этом музее паровозов то, что это не музей в привычном понимании слова. Тут нет табличек с информацией о паровозах, нет этой музейной академичности. Это на самом деле обычное паровозное депо, которое просто замерло во времени. Внутри стоят паровозы, рядом с ними разложен инструмент, запасные детали и прочее. Видно, что посетители тут случайные гости. В целом же это просто обычный паровозный гараж. Да и открыт он для посетителей всего лишь два раза в месяц и то в сезон.
42.
43. Вытяжка для дыма
44.
45.
46. Я первый раз был в настоящем паровозном депо. Для фаната паровых машин, вроде меня тут просто какой-то сказочный мир, параллельная реальность вселенной стимпанк.
47.
48.
49.
50. Посетителям был доступ практически везде в том числе и в кабины машинистов, при том что каждый из паровозов периодически выезжал на покатушки.
51.
52.
53. В депо также велась бойкая торговля сувенирами и различными железнодорожными деталями. Например можно было прикупить себе шильдики с локомотивов различных эпох. Не знаю или это шильдики с оригинальных локомотивов или уже штампованные специально для продажи, но стоили дорого - от 50 до 100 евро за штуку.
54. На самом деле было очень много интересных и аутентичных вещей выставленных на продажу. Мне было даже интересно просто бродить среди торговых точек и рассматривать стеллажи.
55. Нагулявшись вдоволь по паровозному депо я вышел на улицу и продолжил фотографировать снующие туда-сюда паровые машины.
56.
57.
На этом первая часть рассказа о дрезденском паровозном фестивале подходит к концу. Во второй части я покажу железнодорожную технику выставленную в бывших ремонтных мастерских и перед историческим паровозным гаражом №4. А также загляну в современное депо Deutsche Bahn.
И в завершение поста несколько черно-белых фотографий паровозов с того дня. Мне кажется, что в ч/б эти пришельцы из прошлого смотрятся намного органичней, чем в цвете.
58.
59.
60.
61.
62.
63.