Оригинал взят у
sasha0404 в
Музей автомобилей в Белграде - детище кондитера и режиссераБудучи в начале ноября на 3 дня в Сербии - как ради собственного удовольствия, так и туристке показывала страну, решила я найти для себя пару новых местечек. И частный музей авто в Белграде - это настоящий must see! Первым делом идите сюда, а не на Скадарлию, музей Югославии или музей Теслы.
Братислав Петкович - владелец самой старой кондитерской в Белграде (1903 г) - "Petković", научился этому ремеслу от отца и деда. По специальности - режиссер, сценарист, открыл маленький театр "Модерна гаража". Но главное увлечение в его жизни - олдтаймеры! Братислав собирает их с 17 лет, первый получил по бартеру, отдав за Форд 1926 г грамофон с пачкой пластинок :))
Многие исторические личности крутили баранки этих старушек. Короли Югославии - Петр I, Александр I и Петр II, Иосип Броз Тито, его жена Йованка, Александр Ранкович и другие. Частная коллекция Братислава - это около 100 автомобилей из разных стран, мотоциклы, бензоколонки, паркоматы и первые документы водителей. БОльшая часть выставлена в первом общественном гараже Белграда, который построил русский архитектор Валерий Сташевский в 1929 г, теперь здание - памятник культуры. А в прошлом веке тут могли хранить и ремонтировать авто только самые богатые люди.
Старейший автомобиль в коллекции - французский деревянный трицикл Marot Gardon 1897 года. Здесь есть редкая модель амфибии «Порше», немецкой военной машины, которая выпущена в 1943 году для использования в боевых действиях против России во Второй мировой войне. В следующем году эта амфибия вместе с Красной армией по Дунаю приплыла в Сербию, а много лет спустя Петкович купил ее на складе вышедшего из употребления военного снаряжения. А красная Ферарри 1978 г стала последним приобретением коллекционера, у нее даже современные номера.
Эту розовую машинку муж подарил своей жене. Наверное, был чиновник... А оранжевая за моей спиной стала судьбоносной для англичанки. Она собралась на авто из Великобритании доехать до Индии! Но авто сломалось в Белграде, она задержалась в городе, потом влюбилась в мужчину, вышла замуж и осталась жить тут :))
Жаль, что не было гида, от которого хотелось узнать о каждом раритете подобные легенды
Билет в музей авто стоит 200 динар, это меньше 2 евро. На входе встречаем таких малюток
А потом - старые заправки. После Второй Мировой войны первая югославская заправка была произведена в Загребе (столице Хорватии). И фабрика ME-BA эту голубую подарила 25 мая 1956 года самому Тито на его день рожденье
На фото 1932 г - первая мобильная заправка
А еще в Белграде были такие заправки
Это Ситроен B-10, 1925 год, Франция.
Перенесемся в прошлое столетие, когда подобные авто обслуживались в этом же гараже
И передвигались по улицам Белграда
Посмотрите только, с каким вкусом в начале 20 века одевались жители сербской столицы!
Кстати, первым в Сербии приобрел автомобиль торговец Божа Радулович, который так и не осмелился сесть за руль. Он заказал машину в Австрии, она доставлена в Белград поездом в сопровождении заводского водителя 3 апреля 1903 года. Его обязанность была научить покупателя водить и ремонтировать авто в течение 45 дней. Божа в итоге нанял шофером фотоцинкографа Сретена Костича. Выбор упал на него из-за профессии, владение которой предполагало уверенную руку, что было гарантией отсутствия пристрастия к алкоголю. Сретен вспоминает первую поездку по центру Белграда так - прошла хорошо, но люди на авто реагировали по-разному, кто-то выпячивал глаза, а кому-то казалось, что едет дьявол, они крестились. А в селах так вообще бросали овец и бежали куда глаза глядят, при включении фар им казалось, что это дракон.
Сретан однажды оплошался, был личным водителем короля Петра Карагеоргиевича, но как-то авто загорелось... Король в последний момент выскочил из него. После инцидента первый водитель в Сербии перекочевал возить черногорского принца Мирко. В музее есть "Шарон" 1908 года, на котором возил короля.
Костич стал первым в Сербии водителем и владельцем автомобильных прав! Вскоре основал первую частную автошколу, а также и белградское Общество водителей. Гордость коллекционера Петковича - водительское удостоверение Сретена, он охотился за ним 20 лет.
Посмотрим еще на экспонаты
Мотоциклом назвать его язык не поворачивается... Модель мне напомнила неродившийся
югославский "Первенец"
Aero Model 1929 г
Какие-то машинки участвовали в кино, к примеру, в "Балкан Экспресс" и "Остине Паурсе"
старый мотоцикл
Есть забавные авто, участвовавшие в 70-х годах в Формуле. А полосатая "2" сербского производства с двигателем от Фичи 850, никогда не поступала в массовое производство.
Если не ошибаюсь, эти экспонаты участвовали в 1939 г в
Гран-При в парке Калемегдан, устроенного в честь дня рождения будущего короля Югославии Петра II
В 70-х годах в Югославии стало на улицах более 1 млн авто, тогда появились пракоматы, в которые нужно было кидать жетоны или монетки. В музее они тоже представлены.
Для белградской выставки в 60-х годах было выпущено три модели Fiat 500 Nuovo с плетеными сиденьями и балдахином вместо крыши. В них гости ездили по залам выставки.
Как будто вечность пробежала между ними
Белое авто - БМВ 1938 года
Авто сыграло себя же в фильме "Блакан Экспресс"
Справа - еще молодой кондитер и режжисер, отдавший своему хобби немало времени и денег. Любовь к олдтаймерам и покупательская страть
Все машины сегодня на ходу, а часть из них сдается в аренду - узнать больше можно
на сайте музея.
Адрес - ул. Majke Jevrosime, 30. Это в центре Белграда, только спрятан гараж в улочках, смотрите
на карте, я шла по Maps.me - шикарная оффлайн-карта любых стран.
Работает музей ежедневно 9:30 - 19:00.
Их
Фейсбук страница.
А последнее фото сделано перед гаражом, то ли модели скоро выставятся на обозрение, то ли пылью покрываются за ненадобностью
Подписывайтесь на меня и следите за новыми фото, видео и постами в ЖЖ:
И делитесь статьей со своими друзьями, нажав кнопочку