"Он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой.
Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами.
Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал" (Лев Диакон, Х век). Стоит отметить, что это описание древнего воина и вождя стало хрестоматийным и легло в основу
нескольких памятников.
"носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают… Все они постоянно носят мечи…" (
Ибн-Русте, Х век)
"Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову." (
Юлиан, XIII век).
Отметим и то,как описывала своего сына мать Добрыни Никитича: "У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые: в три-ряд вились вкруг верховища, а у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!"
Вот такими были древние богатыри: усатыми, с оселедцами, серьгами в ушах, в шароварах. Вы спросите: а кто же
с эти детства знакомые угрюмые волосатые бородачи? Выходит, волосатые бородачи - лишь фантазия художника XIX века.