![](http://pics.livejournal.com/pyrzik/pic/00007923/s320x240)
Меня не покидает ощущение, что теракт с "
Невским экспрессом" получился... слишком киношным, что ли, слишком правильно выстроенным с режиссерской точки зрения.
Присутствуют все необходимые элементы, но при этом, если уж говорить по-серьёзному, люди почти не пострадали. Тут тебе и брутальные куски развороченного железа, и окровавленные, шокированные пассажиры (причём не пролетариат из плацкарт, а, в основном, командировочные и средний класс). Грамотно сработала бригада проводников (за это им отдельный поклон). Рвачи-таксисты, словно для контраста, тоже оказались тут как тут. И
Путин взял под личный контроль. И в Интернет немедленно пошла информация.
Свидетельства очевидцев в ЖЖ,
фотографии с места событий...
Всё СЛИШКОМ правильно. Как по нотам. Так не бывает. Во всяком случае, раньше так не бывало.
Если теракта не было и это инсценировка - я буду только счастлив. Потому что это значит, что все живы и невредимы. И это будет главным результатом.
Модный и широко известный в узких ЖЖных кругах Сергей Минаев aka
amigo095 написал книгу "Media Sapiens. Повесть о Третьем Сроке" в двух частях. Книга о политическом пиарщике, который конструирует информационное поле в современной России. Я не буду касаться литературных достоинств произведения - ясное дело, не "нетленка", формат не тот совершенно. Книженция интересна по другой причине. Минаев делает любопытные прогнозы.
Вот куски из первой части книги.
С.Минаев. Media Sapiens-I. Глава "Хоррор TV". " - Нам нужно событие - безупречное с эстетической точки зрения и безотказное по силе своего воздействия на людей, Аркадий Яковлевич.
- А в чём эстетика-то, Антон?
- Эстетика смерти и опасности, которая рядом с тобой, здесь и сейчас. Например, видео падающих башен 11 сентября останется самым сильным визуальным рядом ближайших ста лет. Если, конечно, какие-нибудь хитроумные медийщики не уговорят властные структуры обрушить более высокое здание в качестве старта предвыборной или другой агитационной кампании. Вообще, парням, которые это придумали, или Бен Ладену, перед арестом и заключением, нужно дать по «Оскару».
- За что именно? - интересуется Вадим.
- За спецэффекты и за введение в информационное поле новой картинки-ассоциатора. Изображение Микки Мауса ассоциируется с мультфильмами, «Биг Мака» - с едой, а изображение «Близнецов» теперь ассоциируется со смертью. Я думаю, что в компьютерных играх скоро смерть будет изображаться пиктограммой с башнями. Вот это эстетика.
- Да уж, - отвернувшись, роняет Вербицкий.
- Во время «9/11» был пик посещаемости в Интернет, - мечтательно улыбается Вадим.
- Вот именно, - сухо говорю я, - нам нужен Теракт.
В кабинете повисла тишина. Слышно было, как за стенкой секретарша цокала каблуками и кипел электрический чайник.
- Теракт? - Вадим расслабляет узел галстука и смотрит на Вербицкого.
<...>
- Речь идёт об инсценировке. Одного быстрого момента. Представьте себе, что где-то в Москве гремит взрыв. Приезжают «скорые помощи», «менты», увозят погибших. Все это снимает на видео случайно оказавшаяся рядом группа каких-то телевизионщиков. Или просто любителей. К месту происшествия немедленно стягиваются журналисты и камеры. Врачи уже уехали, забрав всех пострадавших. Подтянувшиеся спецподразделения блокируют район и мешают снимать. Первая плёнка попадает на все каналы.
- Пиздец, я прошу прощения, - тихо говорит Вербицкий.
- А на следующий день… - начинает Вадим.
- А на следующий день никого из пострадавших найти в больницах не могут. А официальные СМИ предполагают, что теракт какой-то странный. Возможно, его и не было. Что думает аудитория, видевшая накануне вечером взрыв, а утром наблюдающая попытку «замылить» его?
- Она думает… что она думает? - Вадим пытается сформулировать мысль и застывает в нелепой позе с раскинутыми в эмоциональном порыве пальцами, - она думает, что «власти скрывают».
- Молодец, Вадик. Садись, пять. Какие будут предложения?"
С.Минаев. Media Sapiens-I. Глава "Сказание о ледорубе". - …И только после этого на место происшествия приезжают менты, фээсбешники и настоящие машины «скорой помощи». В суматохе никто не будет разбираться, с каких станций приехали первые «скорые» и куда они повезли пострадавших и убитых. Спецподразделения начнут оцеплять район, чтобы спокойно работать на месте взрыва. Они только рады будут тому, что кто-то очистил «поляну». Даже если какая-то из наших «скорых» задержится с приёмом людей, документы проверять никто не будет, не до того. Но такого не произойдёт, потому что наши машины подъедут сразу после того, как прогремят взрывы. В течение дня сюжет о теракте в метро непременно попадёт в новости федеральных каналов. Но уже к вечеру власти выяснят странную вещь - ни в одной из московских больниц нет пострадавших. Интересно, да? Трупы на плёнке есть, а пострадавших нет. Что дальше? На следующий день состоится пресс-конференция, на которой кто-то из представителей правительства начнёт рассказывать о «странности» теракта. Рассказывать про то, что «скорые» были непонятно чьи, а куда делись потерпевшие, так вообще не ясно. Существовали ли они вообще? Скорее всего, нет - такое будет резюме официальных лиц. И это на фоне всеобщей паники, показанных намедни видеоматериалов и визга СМИ. И нам останется сделать всего-навсего один ход. Задать выступающему простой вопрос: «Неужели вы хотите сказать, что никакого теракта не было?»
Я наливаю в стакан воды, в два глотка опустошаю его, аккуратно ставлю на стол и заканчиваю речь:
- Это контрольный выстрел в голову… БАХ! - Я хлопаю в ладоши, изображая выстрел, Женя Сазонов вздрагивает и проливает на себя кофе. Это выводит всех из состояния оцепенения. Женя берёт со стола лист бумаги и неловко пытается вытереть пятно кофе на брюках.
- Тебя рикошетом задело, что ли? - смеётся над ним Паша Берестов.
- Не смешно, я аж вздрогнул, - бубнит Женя, - аккуратней надо.
- Так это же понарошку, Женя. Это инсценировка, врубаешься? Выстрел был ненастоящим, - подначивает его Вадим. Все дружно хохочут.
- Евгений, вы слишком восприимчивы к спецэффектам, с такой тонкой душевной организацией на современном радио вам делать нечего, - продолжает цирк Гена Орлов.
- У меня костюм новый, между прочим, - Женя продолжает неистово натирать пятно листом бумаги, - кофе плохо отстирывается.
- Ты так натурально подскочил, может, тебя в статисты записать? - продолжает стебаться Гена. - А что, статистам неплохие деньги платят. Антон, сколько актёры получили за «Реальных Богов»? Они, кстати, профессиональные были?
- Кстати об актёрах, - интересуется Паша, - мы где их возьмём и где будем тренировать?
- Хороший вопрос. Есть мнения? - спрашиваю я. - Они же потом исчезнуть должны будут.
- Надо из дальних колхозов привезти. Сказать, что кино снимаем. Мы же на митинги привозим людей из селений, - предлагает Гена, - так и тут поступить.
- И сколько они у тебя тут отвисать будут? Они же получат первые авансы и напьются. Собирай их потом по городу, - Паша кивает головой, - да, да, именно так и будет. Они все всем растрезвонят ещё до самой акции.
- Да ладно. Привезти их за день до события. Накануне построить павильон, и раз пять там прогон сделать. А после того, как их «скорые помощи» соберут - отправить обратно в регионы, - Генка щёлкает пальцами, - и вся любовь.
- Машины уже есть где взять. Останется только их под «скорые помощи» покрасить, - говорит Вадим, параллельно записывая что-то в органайзер. - Пять штук хватит?
- Много, куда тебе пять? - спрашиваю я. - Я думаю, трёх выше крыши, а ещё одну, максимум две, под ментовские заделать. Надо купить «шестёрки» или ещё что-то в этом роде. Водить их кто будет?
- Пусть наша СБ выделит из своих бойцов пять человек. Они же все проверенные, - Паша опускает голову и чуть тише заканчивает: - и не делают, в общем, ни черта.
- Они же пусть и пиротехнику обеспечат, - поддерживает его Вадим.
- Каким образом будем осуществлять первый вброс материала? Случайно оказавшаяся группа или всё-таки прохожий с камерой? - Я подхожу к одному из самых сложных моментов.
- Случайно оказавшийся в кустах слон - очень рискованный ход, - рассуждает Паша, - группу немедленно вызовут на допрос, а там, глядишь, кто и расколется. Лучше всего прохожий.
- Ну, да. Все равно потом налетят камеры и обеспечат картинку с места событий. - Вадим переворачивает страницу блокнота и поднимает карандаш вверх: - Вот ещё что. Мы снимать же на улице будем?
- Ага. А как ты себе представляешь съёмки в метро? - удивляется Женя. - Ты хочешь станцию закрыть для пассажиров?
- Нет, конечно. А раз взрыв будет на улице, то люди, которые не статисты, увидев дым, ломанутся обратно в метро. Там неминуемо возникнет давка. Могут затоптать друг друга. Будут жертвы. - Вадим выпячивает нижнюю губу, все замолкают.
Первым отзывается Генка:
- А как по-другому, - он обводит собравшихся взглядом, - это же теракт…
- Ребята, вы понимаете, о чём вы говорите? - Женя испуганно глядит на всех. - Это же пиздец полный. Если все откроется, нам дадут пожизненное из-за того, что люди погибнут.
- Тьфу, тьфу, - стучит по поверхности стола Пашка, - не сглазь.
- Ты про людей? - поворачивается к нему Женя. - Если будет давка, то жертв не избежать.
- Я про «все откроется», - Пашка отворачивается."
С.Минаев. Media Sapiens-I. Глава "Метро" Июнь 2007 года, Москва.
За девять месяцев до выборов Президента РФ.
В восемь часов утра, над площадкой перед павильоном станции метро «Проспект Мира - Кольцевая» в воздухе не было ничего такого, что предвещало бы какие-то страшные события. Ничего гнетущего или настораживающего, как пишут в таких случаях газетчики, рассказывая о ситуации, предшествующей катастрофе. Наоборот, светило яркое солнце, студенты на лавочке пили пиво, девушки весело стрекотали по мобильным телефонам. Даже милиционеры были как-то особенно расслаблены, увлечённо беседуя между собой. В общем, атмосфера была абсолютно будничная.
Когда из стеклянных дверей метро выплеснулась на улицу первая порция людей, готовящихся начать трудовой день, где-то слева бухнул взрыв. То есть сначала никто ничего и не понял, что это был взрыв. Просто какой-то достаточно громкий хлопок и все. Затем, когда пространство затянуло едким дымом и раздались первые женские визги «человека гранатой убили» началась всеобщая паника. Толпа бросилась в разные стороны, гонимая общим страхом. Женщины голосили на бегу, мужчины молча деловито расчищали себе дорогу локтями, не обращая абсолютно никакого внимания на падавших на землю пожилых людей, пассажиров с детьми и инвалидов. В общем, всех тех, кому положено уступать места и оказывать всяческие респекты в общественном транспорте. Хотя, с другой стороны, им-то как раз уступали места на этой площадке. Места для смертников.
Стражи общественного порядка, несколько секунд постояв в рассеяности, принялись было оказывать помощь упавшим и делать всеобщее бегство более организованным, но тут же были увлечены вперёд набегавшими волнами народа.
Самое ужасное началось, когда из дверей павильона вышла вторая порция людей. Часть народа, присутствовавшая при первом взрыве, ломанулась обратно в метро и в дверях столкнулась с выходившей второй волной. Началась давка. Люди с двух сторон, в ужасе, напирали на стеклянные двери. Одни, ведомые инстинктом, заставляющим покидать открытые пространства в случае опасности, другие, наоборот, старались покинуть замкнутое помещение, чувствуя, что произошло что-то ужасное, и не понимая, где конкретно. В метро или на улице?
В тот момент, когда стекло одной из дверей треснуло, прогремел второй взрыв.
Ввиду того, что выходивших из метро было больше, они выдавились на улицу и побежали вперёд. Минут через десять наряды милиции перекрыли выход из метро, успевшие убежать - убежали, а не успевшие, в количестве десять-пятнадцать человек, лежали на земле, перед павильоном. Среди луж крови, мокнувших в ней газет, потерянных вещей, окурков, бутылок и банок.
Воздух разорвали сирены машин «Скорой Помощи» и милиции. Место взрыва было немедленно взято в кольцо праздношатавшимися зеваками. Допускаю, что немалая часть из них только что выбралась из этого ада и теперь во все глаза смотрит прямую трансляцию хоррор-шоу. Ещё пять минут назад они могли бы стать жертвами, но сейчас эти люди стоят рядом и в их широко открытых глазах читается единственный вопрос: ОК, я-то выжил, но кто всё-таки погиб? Кто-то непременно должен был погибнуть, не бывает так, чтобы всех спасли? Стоит ли говорить, что помогать лежавшим на земле или пытающимся выползти с места взрыва никто и не пытался из-за боязни пропустить самое интересное. Чью-то чужую смерть. Вы знаете, почему в первые часы катастрофы башен близнецов никто и не пытался прийти на помощь? Задымлённость, отсутствие вертолётов, шок, плохая видимость, невозможность действий в воздухе - все это отмазки для прессы. Просто весь мир был очень занят в эти часы. Он смотрел прямую трансляцию с места атаки по CNN.
Через сорок минут подъехало ещё с десяток «скорых» и машин спецподразделений. Откуда ни возьмись, как всегда в таких случаях, появились журналисты, как коршуны, кормящиеся катастрофами современного мира. Уж эти-то всегда начеку! Будьте уверены, если вам, не дай Бог, случится срываться с горы или тонуть в море, первым, кого вы увидите, будут не спасатели Малибу. Нет, нет. Первыми окажутся журналисты, протягивающие вместо руки помощи микрофон или видеокамеру. Они сделают этакое сострадательное лицо и наполнят глаза лживыми слезами, для того, чтобы задать вам единственный вопрос: «Расскажите телезрителям, что вы чувствуете, находясь на пороге гибели? Да, и, пожалуйста, короче, мы в прямом эфире, у нас мало времени».
Итак, спецподразделения бросились оттеснять зевак и оцеплять место взрыва, санитары бросились спасать пострадавших, а журналисты бросились мешать и тем и другим, пытаясь отснять как можно больше крупных планов. Записать все эти стоны и крики для более ужасающей картинки, которую они покажут сегодня вечером…
Возникает еще один вопрос. Допустим - гипотетически! - что настоящего теракта не было, что это симуляция. Что тогда считать первичным? Кто конструирует реальность? Минаев, делая прогнозы? Или же сама жизнь, подсказывающая Минаеву повороты сюжета?
Прошу считать вышесказанное информацией к размышлению...
UPD.
amigo095 пишет:
"
Тут - достаточно точное сравнение глав из Media Sapiens и ситуации с неопознанными ракетами в Грузии Это я к тому, что все те "професиональные критики и политтехнолги" теперь оказались лохами или лицемерами. Последнее вернее. Потому что все их базары - "инсценировки такого рода в настоящее время не возможны, так как их легко раскрыть" - полный бред. Возможно. Никто даже раскрывать ничего не будет. Главное - выиграть медиа поле.
Как там у классика? "Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю"? Дайте мне точку входа (wi fi) и я переверну любую информационную ситуацию
Целую.
С.М."