О метафизике в поэзии

Aug 27, 2016 17:27




Вот, ей-богу, жалко, что на встречах-собраниях нашей ленинградской ячейки «Суть времени» не присутствуют мои петербургские читатели. Как многого они себя лишают! До чего же жаркие споры и обсуждения у нас возникают порой! Да, не всегда (пока что!) мы можем убедить в правоте своей позиции по какому-то вопросу. Но мы учимся… Вчера, например, когда речь зашла о поэме Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки», мнения разделились.

Кстати, выяснилось, что некоторые (молодые) члены нашей ячейки не читали этой поэмы. Предполагаю, что часть моих читателей тоже не понимает, о чем идет разговор. Советую прочитать это небольшое по объему произведение Багрицкого. А для тех, кто предпочитает смотреть «картинку», предлагаю отрывок из замечательного советского фильма начала 60-х годов «Дикая собака Динго». Главная героиня фильма старшеклассница Таня читает на школьном вечере-концерте отрывок из поэмы Багрицкого, читает его вместо запланированной малопривлекательной басни.

image Click to view


Часть «спорщиков» (и я в том числе) утверждала, что в стихотворении очень ярко показана борьба двух метафизик. Красной и Белой метафизики. Смертельная болезнь девочки и борьба двух начал, двух взглядов на загадку мироздания. Одна из них должна одержать окончательную победу. Символом Красной метафизической традиции представлен пионерский галстук, а Белую метафизику символизирует крестик. Оба символа борются за право находиться возле сердца пионерки. В итоге побеждает галстук, закрепляющий свою победу пионерским салютом.

Противоположная сторона дискуссии не увидела борьбы Красной и Белой метафизик, углядев в стихотворении банальную борьбу атеизма с православием. Не спорю, такая коллизия тоже может рассматриваться, но сводить всё богатство поэтических строк исключительно к ней - значит опрощать поэму. Хотя наша «коалиция» горячо отстаивала свою позицию, но убедить противоположную сторону не сумела: срезалась на подробном объяснении, что такое Белая метафизика. Этот пробел надо ликвидировать. Некоторые в субботу отдыхают, а я «вгрызаюсь» в умные книги в поисках ответа на вопрос. До чего же интересно искать истину!

Существует три метафизических традиции, каждой из которых для наглядности присвоен свой цвет. Все три традиции разделяются по отношению к гуманизму. Черная метафизика - гностицизм - стоит на платформе антигуманизма, Красная метафизика - хилиазм - прокладывает дорогу новому гуманизму, а Белая метафизика - классическая религиозно-гуманистическая традиция, маркируемая вопросом о теодицее - держится за рамки умирающего буржуазного гуманизма. Как нетрудно догадаться, Красная метафизика связана с коммунизмом, а Черная - с фашизмом. Подробно - в книге С.Кургиняна «Исав и Иаков», т.2, гл.VII.

Стоит привести цитату из статьи С.Е.Кургиняна «О коммунизме и марксизма-51», где поясняется суть Белой и Красной метафизик. Напомню, что именно их столкновение, по моему убеждению, описывается в поэме «Смерть пионерки».

«Первая метафизика основана на сопротивлении попыткам господ оформить мир, в котором расчеловеченный раб никогда не выйдет за отведенные ему рамки. Это - красная метафизика, революционно-сопротивленческая по своей сути. И хилиастичная, то есть нацеленная на благой, спасительный, неслыханно счастливый исторический результат.

Вторая метафизика (назовем ее условно белой) основана на смирении, которое вменяется рабу, даже в случае, если его хотят лишить очень и очень многого, включая права на фундаментальную человечность. Именно эту метафизическую разновидность религиозности Маркс называл «опиумом для народа». Нужно сознательно хотеть не увидеть этого для того, чтобы этого не увидеть…»

А теперь ответьте: разве не с конкретным проявлением «опиума для народа», символизируемого крестиком, сражается героиня стихотворения Валя?

Для меня важно понять, поэзию какого рода можно считать метафизической. Поэт - настоящий поэт! - не может быть неметафизичен, на мой взгляд. А вот любое ли стихотворение метафизично? И что такое метафизика в поэзии? Пока вопросов много, а ответов мало. Помогайте!

Иллюстрация: Кацман Евгений Алесандровичч (1890-1976). Групповой портрет (фрагмент). 1937. Бумага, пастель. 106 х 208 см. Киевский национальный музей русского искусства. Украина

советую прочитать, чтение, поэзия, метафизика, политпоэзия

Previous post Next post
Up