Два человечества. На примере клипа про лабутены

Mar 23, 2016 15:05

Признаюсь сразу, что я клипы на современные песни не смотрю и сами песни не слушаю. Не из интеллектуального высокомерия, а просто они проходят мимо меня сами. Ведь обычно, на что ты нацелен, то к тебе и попадается на глаза. А я совсем не нацелена на современную масс-культуру, даже на ее хиты. Посмотреть ролик про лабутены и офигительные штаны меня сподвиг С.Е.Кургинян, подробно рассказав об этом клипе в своей последней передаче «Смысл игры-102». Поэтому этот клип я посмотрела. И не один раз. Не потому что он мне «офигительно» понравился. Нет, он вонзил в меня занозу. Что-то в нем меня сильно царапнуло и заставило задуматься. Показалось, что ролик отразил в себе что-то очень важное, что словами трудно было проартикулировать. Но что с помощью образов было мною уловлено моментально.

Почему-то я сразу подсознательно стала сопоставлять его с фильмом Феллини «Ночи Кабирии».

Казалось бы, абсолютно разные творения:

Непересекающиеся жанры (кинодрама и развлекательный клип).
Разные страны (Италия и Россия).
Разные аудитории зрителей («интеллектуалы» и люди, не озабоченные поиском сложного).
Разные времена (1950-е и 2010-е годы, между ними 7 десятилетий).

И несмотря на такое различие, есть какое-то объединяющее начало, которое стоит за рамками описанных мною границ. А значит, это важно. Значит, нужно обдумать и озвучить то, что создатели видеоролика запечатлели (очень удачно!) с помощью видеоряда.

Я уже подчеркнула, что зрители клипа про лабутены и зрители феллиниевского фильма - это две непересекающиеся категории зрителей. Тот, кто видел (и, очевидно, не раз) ролик про лабутены, вряд ли знаком с фильмами Феллини. И наоборот, знаток или хотя бы раз смотревший фильмы Феллини, скорее всего, не видел ролик с офигительными штанами. Да, вот так обстоит дело. Но я пробую соединить эти две взаимоисключающие друг друга аудитории.

Чтобы вести речь про оба произведения, нужно чтобы меня поняли обе категории читателей. Любители интеллектуального кино оказываются в более выгодном положении: ролик короткий и посмотреть его не составит труда. А вот тем, кто впервые слышит имя Феллини и не смотрел его фильмы, будет посложнее. Заставлять смотреть фильм я не могу, для этого надо банально выделить пару часов. Да и желания смотреть «сложное» (ах, совсем это не так!) кино может не быть. Тут, как в поговорке, кому арбуз, а кому свиной хрящик. О вкусах не спорят.

image Click to view



Итак, оскароносный фильм 1957 года «Ночи Кабирии» повествует о жизни итальянской проститутки по имени Кабирия. Сюжет фильма я пересказывать не буду. Выделю лишь эпизод, который, собственно, и дал мне повод для сравнения двух очень разных видеоновелл.

На мгновение режиссер выхватывает Кабирию из ее среды и кидает в объятия скучающего, пресыщенного богача (вспоминаем клип: похожий сюжет?). Два мира, в обычной жизни никогда не пересекающиеся, вдруг столкнулись. Как они смотрят друг на друга? Богач - с любопытством. (Может, хоть эта клоунесса меня развлечет?) Герои обоих сюжетов похожи, как две капли воды. Заигрывают со своими «жертвами» ради скуки. Не нужны они им. Клоунессы хороши только для развлечения, считают оба «элитных» героя. А что наши героини? Неужели и они представляют из себя духовных и душевных близнецов? Отнюдь.
Кабирия, представительница социальных низов - с преклонением, с любопытством «варвара», со старательной демонстрацией собственной значимости, собственного достоинства. Она считает себя таким же человеком, как «ангажировавший» ее на вечер богач. В этом отличие феллиниевской героини от героини ролика.

В остальном они безумно похожи. Обе плохо образованы («Рисую в постельном стиле!», пОстель и пАстель в ее устах слились в новый жанр). Обе лелеют мечту - обуржуазиться, выйти замуж. И хоть таким способом прорваться наверх, в другой слой общества: уважаемый, благонадежный, респектабельный, с их точки зрения. Для исполнения своей мечты обе накапливают «капитал». У Кабирии он выражается в плохоньком (зато своем!) домишке, да в стопке тщательно сберегаемых ассигнаций. У девушки из клипа стартовый «капитал» попроще: кое-какой гардероб, офигительные штаны да взятые напрокат «лабутены».

Как вы думаете, смогут героини вырваться из своей среды? Теоретически, наверное, могут. Но как далеко отстоит эта теория от практики! И в этом трагедия. Трагедия в том, что вместо одного существуют два параллельных человечества, которые смотрят друг на друга, как на инопланетян. Которые не считают представителей другого человечества равными себе. Это и есть многоэтажное человечество. Пусть в нем сегодня только два этажа. Но этажи эти разделены почти непреодолимыми переборками.

К какому же выводу пришла я, рассуждая над роликом про лабутены? В какие слова могу перевести художественный образ, транслируемый клипом? Авторы ролика показали (сознательно или невольно), что единый народ в России как социум разделился. И пусть сегодня хихикающие над героиней причисляют себя к верхней страте. Это сегодня. Завтра же они, не сумев прорваться «наверх», добровольно смирятся со своей участью низшего звена, добровольно подчинятся второму человечеству. А далее - Оставь надежду, всяк сюда входящий… Но почему завтра? Это процесс уже идет полным ходом. Вчера. Сегодня. Вечно?

.

Иллюстрация: Сандро Боттичелли (1445 - 1510) Ад. Песнь 18 (ок.1480)

кино, общество

Previous post Next post
Up