Феномен - 2

Jan 20, 2015 23:20




Евгений Николаевич Широков  «Портрет балерины Нади Павловой»  1974

Я уже писала, что мне интересно, глядя на картину, размышлять об изменениях в жизни общества. И что благодарным материалом для этого являются картины эпохи СССР. Буквально все! Взглянув на картину, невольно переносишься назад во времени. А если ее долго рассматривать, то полотно оживает и начинает с тобой говорить. Те, чей опыт общения с живописью достаточно внушителен, могут сразу начать с картиной свой неслышимый диалог. Остальным же придется потренироваться. Вслед за Маршаком я утверждаю, что картины «...живые, сами говорят, и не о чем-то говорят, а что-то». И неважно, что поэт, произнося эти строки,  имел в виду стихи. Про картины можно сказать теми же словами. Так что же может нам рассказать эта «живая» картина? Она ведь живая, не правда ли? Это картина-эмоция. А эмоции мертвыми не бывают.  Какой феномен высветит это полотно?

    Мне картина шепчет, что это отношение к делу, к работе советского человека на примере юной балерины. Я сознательно не ввожу в контекст расуждений персоналии художников. Потому что мне не важен исполнитель в данном случае. Мне важен сам факт некоего явления. И через взгляд на это явление я хочу понять суть той эпохи.

Вглядываюсь в картину и вижу в образе юной танцовщицы бесконечное трудолюбие. Уже темно за окном, все разошлись, а она осталась. Нужно ещё немного поработать, ещё чуточку. Вот-вот балерина схватит за хвост свою жар-птицу. И не беда, что для этого нужно работать до седьмого пота - в буквальном и переносном смысле. Полотенце на стойке - не дизайнерский прием в оформлении помещения. Это необходимый атрибут. Многочасовые тренировки выжимают из худенького тела литры пота. «Красота не терпит дилетантства… Служить ей - значит посвятить себя ей целиком, без остатка»,  - так выразилась тезка нашей героини великая балерина Анна Павлова. А значит, снова работа, работа... Выжимание себя до капли, до последней капли!

Мне в глаза бросается аскетизм во всем: в цветовом решении спортзала, в его оснащении тренажерами, в костюме балерины. Никаких лишних деталей, никаких изысков - ничто не должно отвлекать от работы, от погружения в образ. И это не только на тренировке.  Аскетизм вообще присущ тому времени. Может быть в том числе поэтому  советским людям удалось прорваться на невиданные рубежи в науке, спорте, в том же балете. «А также в области балета мы впереди планеты всей».

Вглядываюсь в лицо балерины и просто физически ощущаю, как бьется на виске жилка, повторяющая с каждым ударом сердца вопрос «Как? Как?» Как добиться передачи жестом гаммы чувств ее героини? Как донести до зрителя одними только жестами и танцевальными па сложный мир балетной постановки? От трудности задачи прикусила ногти на пальцах. Вся ушла в себя, сосредоточилась. Еще миг - и решение родится. Но как долог этот миг! Как он нескончаем!

Так что же нам открыла эта картина-портрет? На примере юной балерины Нади Павловой она рассказала нам, какие качества ценились в советских людях (трудолюбие, упорство, целеустремленность, профессионализм, сосредоточенность на деле..) и как в жизни были расставлены приоритеты ( бытовой аскетизм компенсировался неудержимым творчеством человека). «Даже если все упали, все остановились и все бросили - ты должна продолжать! Так становятся балеринами. И людьми!» сказала балерина-педагог Катажина Ярмолинская. Не кажется ли вам, что это наказ всем нам?

СССР, новый человек, культура, труд, портрет, живопись, феномены

Previous post Next post
Up