Феномен

Jan 19, 2015 14:54





Борин Пётр Артемьевич Первый успех 1954 г.

Задумывались ли вы, зачем пишут картины? Ведь не для того же, чтобы "дырку в обоях закрывать", как считал герой мультфильма.

   Художник хочет поделиться с нами переполняющими его чувствами. И если художнику удается это сделать, то рождается картина как источник непрерывной энергии. Поколение за поколением будут смотреть на нее и переживать вместе с ее героями. Эстетическая потребность так же важна для человека, как дыхание и безопасность. Испанский философ Ортега-и-Гассет считает (и я вместе с ним), что "человек является человеком постольку, поскольку он способен приобщаться к науке, к добродетели, к культуре". Без удовлетворения такой потребности человек превращается в робота или зверя.
     Мне интересно, глядя на картину, размышлять об изменениях в жизни общества. Благодарным материалом для этого являются картины эпохи СССР, так называемые жанровые картины соцреализма. Очень увлекательно сравнивать советскую и нынешнюю эпоху в различных ее проявлениях, разыскивать отличия в одинаковых ситуациях разных эпох. Это своеобразный диахронный анализ явлений, в философии их называют феноменами.
     Итак, смотрим на картину и видим феномен: школьное творчество. Тут крайне важно само содержание этого творчества. Это, по-видимому, спектакль по классическому произведению, или сценка из него. А может, исполнение народной песни. В любом случае - это выступление, которым можно гордиться, за которое не стыдно. Невозможно представить школьника той поры, участвоующего в детском показе моды (и сам такой показ невероятен), исполняющего скабрезные двусмысленных "песенки". Стыд, срам, совесть и уважение к себе считались само собой разумеющимися качествами, которые были у всех по умолчанию. Теперича не то, что давеча. Нет у многих современных школьников этих жизненно необходимых качеств. Агрессивная внешняя среда сформировала совсем другой набор качеств. А с новым набором - уже нет необходимости в школьном театре. Его место занимают кривляния в детских показах мод да "как бы пение  как бы песен". Грустный факт. И подобное происходит не только с школьным творчеством. Разве мы не заметили, что репертуарные театры в постсоветское время стали агрессивно вытесняться грубым развлекательным жанром подворотни?
     Занявшись описанием феномена, не хочется совсем абстрагироваться от нашей картины. Даже мимолетный взгляд на нее приковывает внимание. Завораживающая картина. Заставляющая улыбнуться, порадоваться за девочку. А может быть, вспомнить свой первый успех. Вся гамма волнительных чувств отражена на лице ребенка. Это лицо как солнышко излучает свет, тепло, трепетную доброту, благодарность за предоставленную возможность выплеснуть на зрителей  всё богатство детской души. В суете дней мы забываем, что "душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь".

театр, СССР, культура, школа, детство, феномены

Previous post Next post
Up