Сегодня очередная некруглая годовщина печально знаменитой выходки патриарха Тихона.
На невежестве держалось Николаево царство,
а за нас нечего поклоны класть.
Церковь от государства
отделила рабоче-крестьянская власть.
Что ж,
если есть ещё дураки несчастные,
молитесь себе на здоровье!
Ваше дело -
частное.
Говоря короче,
денег не дадим, чтоб люд морочить.
Что ж попы?
Смирились тихо?
Власть, мол, от бога?
Наоборот.
Зовёт патриарх Тихон
на власть Советов восстать народ.
За границу Тихон протягивает ручку,
зовёт назад белогвардейскую кучку. -
Его святейшеству надо,
чтоб шли от царя рубли да награда.
Чтоб около помещика-вора
кормилась и поповская свора.
Шалишь, отец патриарше, -
никому не отдадим свободы нашей
Как известно, 19 января (1 февраля) 1918 года патриарх Тихон
анафемствовал Советскую власть.
На следующий день, 20 января (2 февраля) прилетела «обратка» от большевиков -
Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах.
По сути ничего неприемлемого с точки зрения христианского вероучения декрет не содержит. Совершать богослужения он не возбраняет, запрещается лишь заниматься бизнесом под церковной крышей. Что вполне соответствует духу раннего христианства - как мы помним, в своё время Христос выгнал торгующих из храма.
К тому же в российской истории уже имели место широкомасштабные экспроприации церковного имущества - при Петре I и при Екатерине II, причём в обоих случаях Церковь отнеслась к действиям власти с должным смирением. И ещё бы ей не смириться, если «царь-антихрист» Пётр I мог запросто, невзирая на сан, отправить несогласных на плаху, а Екатерина II, с учётом её мягкости и гуманности - в тюрьму (пример чему - судьба «репрессированного» ею митрополита Арсения (Мацеевича), недавно причисленного к лику святых). А с большевиками иерархи РПЦ начали бороться по собственной глупости и жадности, неправильно оценив расстановку сил.
В 1917 году Русская Православная Церковь могла выбрать одну из двух достойных позиций:
1) Можно было заявить, что единственная законная власть - власть православного царя. Однако это сделано не было. Наоборот, сразу после свержения самодержавия православные иерархи задравши рясы наперегонки понеслись выражать лояльность Временному правительству, не забывая при этом
усердно лягать прежний режим, который их якобы «угнетал». Зрелище не менее омерзительное, чем откровения ныне покойного главного идеолога ЦК КПСС Александра Яковлева.
2) Можно было заявить, что любая власть - от бога, и, соответственно, демонстрировать лояльность всем сменяющим друг друга российским властям. Но и этого сделано не было. Руководство Русской Православной Церкви ПЕРВЫМ развязало враждебные действия против власти большевиков.
А всё дело в том, что если Временное правительство собиралось и дальше спонсировать Церковь из госбюджета (
как это было до революции), то большевики мало того, что лишили РПЦ бюджетных субсидий, так ещё и посягнули на церковный бизнес. В этой ситуации православные иерархи совершили роковую ошибку. Приняв желаемое за действительное, они решили, что большевики не удержатся у власти. И ввязались в борьбу на стороне «сильного» (с их точки зрения), т.е. контрреволюции.
Таким образом, руководство РПЦ сознательно и по своей воле ввязалось в гражданскую войну на стороне противников большевиков, за что вполне заслуженно огребло люлей. Дальнейшее отношение Советской власти к Церкви - типичное отношение государства к преступнику: наказание, последующее поражение в правах, наконец, когда обнаружилось, что бывший преступник твёрдо встал на путь исправления - восстановление в правах.
Обращаю внимание, что «реабилитация» РПЦ произошла не в 1941-м, а в конце 1943 года, когда исход войны был уже совершенно ясен. Не советское руководство прибежало за помощью к Церкви, а наоборот, Церковь своей патриотической позицией искупила вину перед Советской властью, после чего и стала возможной её реабилитация.
Ну а патриарх Тихон признал свою ошибку гораздо раньше, раскаялся и был прощён Советской властью:
В ВЕРХОВНЫЙ СУД Р.С.Ф.С.Р.
От содержащегося под стражей патриарха Тихона
(Василия Ивановича БЕЛАВИНА).
ЗАЯВЛЕНИЕ
Обращаюсь с настоящим заявлением в Верховный Суд Р.С.Ф.С.Р. я считаю по долгу своей пастырской совести заявить следующее:
Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской Власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафемствование в том же году Власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного суда. Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения т.е. освободить меня из под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской Власти не враг.
Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархической белогвардейской контр-революций.
16 Июня 1923 года
Патриарх Тихон (Василий Белавин)