Методики В.Ф.Базарного нацелены на устранение первоочередных «вопиющих факторов», которые калечат детей: «воспитание без движения - это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. В этих условиях от поколения к поколению пространство произвольно-волевой духовной жизни всё больше заполняется инстинктивно-реактивными программами... СМИ стали своеобразными «манками», облегчающими выход в пространство социальной жизни инстинктивно-паразитической стратегии поведения. Хаос, неумолимо нарастающий день ото дня вокруг нас, есть следствие жизни и деятельности людей, обладающих укорененной инстинктивно-паразитической стратегией. В конечном же счете - это стратегия самоликвидации народа» (
http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php - В. Базарный. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. М. 2004 г. пп. 1.4-1.5)
Самоликвидация нас не устраивает. Быстро увеличивается количество сторонников В.Ф.Базарного. Растёт число детских учреждений, применяющих здоровьеразвивающие методы воспитания-образования.
http://www.youtube.com/watch?v=Ue7ukWIfB7I&feature=youtu.be.
Процесс роста и развития ребёнка -- вполне определённая последовательность осваиваемых им инструментов самоорганизации, сопряжённая с формированием определенных нервных центров в мозге. Эта последовательность эволюционно обоснована. Педагогика -- «наука о постепенном развитии этих центров, культура развития этих центров. Задача взрослых с помощью образования и культуры из маленького животного, детеныша, сделать, сформировать полноценного человека. Педагогика, образование плюс семья - это механизм, с помощью которого формируется человек» (О.А.Чагин
http://society.pravda.ru/family/pbringing/07-05-2014/1207032-chagin-0/).
(Продолжаю цитирование:) «Ребенка не провоцируют на деятельность, не провоцируют на развитие, а принуждают вернуться к адаптивности и выбрать из того, что есть... Результаты этого подхода мы, родители, которые застали еще советскую школу, можем сравнивать. И видим, насколько просело образование наших детей. Дальше будет хуже, если это не менять». (См. также недавнее интервью-продолжение Чагина
http://www.youtube.com/watch?v=SrWoMYcyIDs).
В практическом плане задача развития ребёнка никогда не ставилась. О.А.Чагин не первый, кто об этом говорит. Назрел запрос на «народную педагогику», которую начал в разнообразных (и пока разобщённых) формах проводить в жизнь "большой (национальный) родительский комитет". В нашей культуре имеются все предпосылки выработать полноценное продолжение русской истории, реализуемое прежде всего через развитие молодого поколения. У нас есть отечественное фундаментальное понимание природы человека и естественные для нас способы самоорганизации (несовместимые с отжившими своё методами иерархического принуждения).
http://tmish.livejournal.com/1488749.html?thread=10202221#t10202221 (комментарии).