oldadmiral 18 февраля 2004, 04:39:10 Local
Re:
В 1909 году американцы, впечатленные переходом Второй тихоокеанской эскадры, решились на невозможное - перебросить флот с атлантического, на тихоокеанское побережье (может и наоборот точно не помню;)). Для американцев этот поход "большого белого флота" был событием национального масштаба. Он показал, что американский флот возродился и Америка вернулась в число великих морских держав мира. Моряков встретили как космонавтов. Корабли естественно поставили в доки на ремонт.
От себя замечу, что американский флот, мог зайти в любой иностранный порт, отпустить людей в увольнение, если надо пройти докование. Русский же флот, идя на Дальний Восток, ничего этого себе позволить не мог. Бесконечные перегрузки угля в море силами команды. Тропическая жара. Знаменитые штормы мыса Доброй Надежды. Долгие месяцы под ногами только палуба корабля. 300-тонные миноносцы, брали на буксир крупные корабли, и во время штормов их болтало, как консервные банки. Трудно даже представить себе, что пережили экипажи этих кораблей.
Даже если бы Вторая тихоокеанская эскадра просто дошла до Цусимы и не сделала ни одного выстрела, этими людьми можно было бы восхищаться.
Но она стреляла.
Перед Цусимой японские корабли прошли ремонт. Очистили трубки котлов, заменили лейнера в орудиях, а где надо и сами орудия (к вопросу о помощи англичан), очистили днище, чтобы развивать максимальный ход, и так далее. Тем не менее Того считал, что сражение будет проиграно, и как известно все сражение простоял на мостике "Микасы", надеясь, что его убьют, и он не переживет позора.
У Того для этого были все основания. Он прекрасно знал, что японскому флоту не удалось потопить в бою НИ ОДНОГО корабля Первой тихоокеанской эскадры. Над этим фактом никто не задумывается, но это так. "Сами взорвали "Корейца", нами потоплен "Варяг" все знают. "Севастополь" подорвался на мине. Погибший в бою на 38-й параллели "Рюрик" был затоплен экипажем. В ожесточенном бою в Желтом море не был потоплен ни один корабль. Даже миноносец "Стерегущий" был потоплен двумя матросами, оставшимися в трюме, и открывшими кингстоны. При этом на 38-й параллели Камимура израсходовал весь боезапас, а в Желтом море Того был очень близок к этому.
В Желтом море японцам повезло, Ухтомский приказал отступать, когда Того уже произнес свою знаменитую фразу "...на этот раз они меня побили". Но от Цусимы русским некуда отступать, кроме Владивостока...
Что касается процента попаданий, то он был при Цусиме приблизительно одинаков для обеих сторон. Просто эта битва напоминала боксерский поединок, перед которым один из участников пробежал марафонскую дистанцию. Без всякого преувеличения.
Отсюда