2. К.С.Аксаков снова трактует Христа.

Mar 03, 2024 17:16


ЗАПИСКА К.С. АКСАКОВА "О ВНУТРЕННЕМ СОСТОЯНИИ РОССИИ", ПРЕДСТАВЛЕННАЯ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ II в 1855 г.1

Особая часть замысла "Записки" - это попытка обосновать действия русского народа пародией на те принципы и постулаты христианства, которых Аксаков, погружённый в досужие рассуждения, не знает и не понимает. Важно, что даже здесь он не пытается подчеркнуть особенность Православной Церкви, особенные черты веры русских людей. Он цитирует то, что не составляет исключительно веру русского народа, а интернациональное содержание веры.

Предоставив бремя забот о государстве посторонним людям, русский народ у КСАксакова обратился к святой - внутренней общественной жизни. Мнение Аксакова о стремлении русского народа к Царству Божию таково: "Царство Божие внутрь вас есть". "Божия Богови" повторяет как мантру К.С.Аксаков русскому народу слова Христа, которые в Евангелии произносятся для иудеев и избранного еврейского народа. Автор оправдывает это обращение тем, что считает русских избранным "народом христианским (в истинном смысле слова)". Именно эта опека над русским народом гарантирует, что он будет в узде, не взбрыкнётся революцией какой-нибудь.

Таким образом, Аксаков трактует слово вас как собирательное понятие, вбирая в него народ, а не одну грешную душу человека. Каждого человека. Как Тора гарантирует всем Иудеям наличие 2800 гоев в качестве рабов каждому, так и Царство Божие Аксакова гарантирует целиком русскому народу избранность - пребывание в обществе христианском.



Говорить о Царствии Божьем в душе одинокого человека, который не пускает в неё никого, в том числе и Бога,- нелепо. Согласитесь, часто ли мы видим мир как тихую светлую радость, не замутнёнными собственными грехами глазами. Всё-таки, в каждом есть место согласию с Богом, хотя бы в чём-то. И вот это согласие и есть место, местечко, былинка Царства Божия. Но это понимание церковное, человеческое, а Аксаков, отважный одиночка, продвигает понимание коллективистское, общественное.

Далее он провозглашает статус коллективной безгрешности: "не значит, что русский народ состоит из праведников. Люди Русского народа грешны, ибо человек грешен. Но основания Русского народа истинны, но верования его святы, но путь его прав. Всякий христианин грешен, как человек, но путь его, как христианина, прав."

Эта логика, если применить её к любому европейскому народу, если тот посчитает себя "истинно христианским", прозвучала бы так: "Немецкий участник Крестового похода - грешный человек, убийца. Но путь немецкого народа ко Гробу Господню - как христианина и католика, прав." Коллективная безгрешность - это идеологическое открытие К.С.Аксакова, не относится ко христианам, но легко может использоваться как нехристями, так и врагами Христа.

Но напомню читателям, что смысл борьбы за "Царство Божие" в Записке состоял в том, чтобы отказаться от всякой политической деятельности, отнеся её к ведению государства, а заниматься тем, что он хитро именует "внутренняя общественная жизнь". А поскольку политика - это всякое влияние на общественную жизнь и деятельность, Аксаков провозглашает, что русские люди должны отказаться от всякого влияния на общественную жизнь России.

Не слишком продуманная хитрость К.С.Аксакова состоит в том, что он хочет воспользоваться цитатой из Евангелия, связывая её с жизнью через наличие в ней того же понятия внутреннего. Плодом этой нечеловеческой хитрости становится грубое искажение мысли Христа о том, Царство Божие достигается не коллективно, и не в коллективе, а индивидуально в собственном сердце.

Допустим даже невозможно принять противоречивое по сути понимание К.С.Аксаковым внутренней жизни народа. Но в отношении себя-то он не лжёт, то есть, действительно живёт негосударственной жизнью безо всяких претензий на то, чтобы как-то формировать или просто влиять на политическую жизнь русского народа. И в этом, прямо скажем, обывательском безразличии к попыткам обновления или изменения общественной жизни можно увидеть подлинное лицо консерватора К.С.Аксакова, противника новин, подобных тем, что учинил Пётр I, которому в вину и ставят неслыханные нововведения. А ксенофобское неприятие как чужеродного населения местности Санкт-Петербурга помогает сформировать то самое европейское консервативное представление о К.С.Аксакове, которое сам он предлагает считать чужеродным и не применимым к русскому народу. Нелепо требование человека не применять европейские понятия, когда собственных применимых понятий он не предлагает.

Previous post Next post
Up