Для чего притчами говоришь им?

Nov 27, 2023 21:32

Я писал уже о том, в чем я вижу главную христианскую заповедь.
https://pycckomy.livejournal.com/234273.html
Сейчас посмотрим на это под несколько иным углом.
Итак, наш отправной текст:
"И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матфей 22:35-39)
Давайте представим, что Христос - абсолютный разум, передающий сообщение последующим векам, в том числе и нам.

Вполне укладывается и в религиозные представления.
Какая ценность в заповеди "возлюби Господа Бога твоего"?
Никто из нас не делит людей на религиозных, которым можно доверять, и опасных нерелигиозных (малорелигиозных).
Никто в реальности не говорит: "А ну-ка перекрестись!" чтобы сказать после того, как испытуемый перекрестится: "Хорошо, безопасен".
Мы классифицируем людей на надежных и ненадежных, исходя из личного с ними взаимоотношения. Какой-то определенной разницы в порядочности между этими двумя группами найти сложно. Хотя каждый может подобрать аргументы как "за", как и "против" в пользу каждой из этих групп.
Поэтому сам факт, будет ли "любить" Бога человек или нет (как он может любить, если он не верит вообще в существование Бога?), не делает мир хуже или лучше.
Вторая заповедь хороша, но в ней ничего принципиального нет.
Как уже я отмечал, если у меня неадекватный сосед (чем не ближний?), и я с ним даже не общаюсь, а не то что люблю, мир не станет хуже от отсутствия выжимания из себя этой "любви". Напротив, мир будет гармоничнее, если я поменьше буду контактировать с ним.
Так почему Христос выделил именно эти две относительно незначительные заповеди, вместо того, чтобы назвать самую важную: "Блаженны алчущие и жаждущие правды!"
Ведь без стремления к правде человек не способен понять, что есть добро, а что зло. И, игнорируя эту заповедь, он будет лишь безмозглым поленом, готовым к использованию деструктивными силами. Более того, несмотря на то, что эта заповедь напрямую относится к моральной правде, к справедливости, мы можем рассмотреть ее шире: любое стремление понять мир и упорядочить его. А это и есть единственный путь для развития мозга. Совсем без этих стремлений человек приблизил бы фигуральность своего полена очень близко к буквальности.
Однако, если бы Христос сказал людям, что для них главная заповедь - это искать правду, то миллионы людей использовали бы претензию, что они ищут правду, для того, чтобы нарушать остальные заповеди.
Поэтому для обычного приземленного обывателя и даны эти две главные заповеди, которые можно перефразировать: "Бойся Бога, ибо он накажет тебя, если ты не будешь стараться поступать по отношению к окружающим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Ведь обыватель все равно не будет искать никакой правды, однако, вышеуказанные предписания могут несколько смягчить его. А вот тот, кто будет стараться исполнять все заповеди, сам докопается до сути, и поймет, какая заповедь по-настоящему главная (не умаляя полезность остальных заповедей).
Практически в любом крупном сообществе присутствуют инертные люди, с одной стороны, и люди, которые стараются изменить мир. Есть массы, которые идут "широкими воротами и пространным путем" (Мф 7:13), собирая мамону, а есть подвижники, которые стараются побороть свою природу.
Не подобную ли классификацию людей провел и сам Христос, когда объяснил, почему говорит притчами?
"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет"(Мф 13: 10-12).
Эврика! Только когда я сопоставил выдержку про притчи с выдержкой про заповеди, мне открылось то, что казалось бы должно давно быть видно невооруженным взглядом.
Ведь если Христос не называет заповедь правды главной в обращении к широким массам, то он выносит на первый план заповедь правды, когда обращается, скорее, к тесному кругу своих учеников. Не та же ли эта заповедь правды, в перефразированном виде:
"Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. ИЩИТЕ же ПРЕЖДЕ Царства Божия и ПРАВДЫ Его, и это все приложится вам"(Мф 6:31-33)
Могло ли быть это обращено к обывателям?
Я не могу представить, чтобы обыватель не думал о том, что ему есть. Его жизнь невозможна была бы без этих размышлений. Он всегда думает о еде. Он и работает только для материальных заработков для себя. Кто из нас устраивается на работу, чтобы сделать мир лучше? Никто. Мы все идем на работу, чтобы иметь возможность фигурально намазать на хлеб масло (и т.д.).
Не случайно же слова из этой выдержки очень похожи на наставления которые Христос дает исключительно ученикам: "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания" (Мф 10: 9-10).
Таким образом, заповедь "возлюби ближнего" дана для всех. А "поиск правды" - главная заповедь для тех, кто не идет "широкими воротами и пространным путем".

Экзегетика

Previous post Next post
Up