Остальные статьи смотреть в
Комментарии к ФИ В этом центральном пункте Европы главные страны суть Франция, Германия и Англия.
Наконец третью часть составляют северо-восточные государства Европы - Польша, Россия, славянские государства. Они лишь поздно вступают в ряд исторических государств и постоянно поддерживают связь с Азией. Что же касается физической стороны вышеупомянутых различий, то, как уже было указано, они не проявляются в резкой форме, но исчезают по отношению друг к другу.{97}
- In this centre of Europe, France, Germany, and England are the principal countries.
Lastly, the third part consists of the north-eastern States of Europe - Poland, Russia, and the Slavonic Kingdoms. They come only late into the series of historical States, and form and perpetuate the connection with Asia. In contrast with the physical peculiarities of the earlier divisions, these are, as already noticed, not present in a remarkable degree, but counterbalance each other.(121)
***
С чего это они постоянно поддерживают связь с Азией? Даже Россия, когда возникла, не имела связи с Азией
В географическом обзоре в общих чертах указано направление всемирной истории. Солнце, свет, восходит на Востоке. Но свет есть простое отношение к себе: свет, общий в себе самом, является вместе с тем как субъект в солнце. Часто описывали сцену, как внезапно прозрел слепой и увидел рассвет, появляющийся свет и загорающееся солнце. Бесконечное самозабвение в этой чистой ясности есть первое совершенное удивление. Но когда солнце поднимается, тогда это удивление ослабевает; окружающие предметы становятся видимыми, и от них совершается восхождение к собственному внутреннему миру, а благодаря этому и переход к отношению между ними.
In the geographical survey, the course of the World’s History has been marked out in its general features. The Sun - the Light
- rises in the East. Light is a simply self-involved existence; but though possessing thus in itself universality, it exists at the same time as an individuality in the Sun. Imagination has often pictured to itself the emotions of a blind man suddenly becoming possessed of sight, beholding the bright glimmering of the dawn, the growing light, and the flaming glory of the ascending Sun.
The boundless forgetfulness of his individuality in this pure splendor, is his first feeling - utter astonishment. But when the Sun is risen, this astonishment is diminished; objects around are perceived, and from them the individual proceeds to the contemplation of his own inner being, and thereby the advance is made to the perception of the relation between the two.
***
Направление всемирной истории. Солнце восходит на Востоке. Свет имеет индивидуальность. Прозрел слепой. Но не успело солнце взойти, как его удивление ослабло, и он обратился к своему внутренниму миру.
Помимо определенной абсурдности с индвидуальностью света и нелепой истории со слепым, который обращается к своему внутреннему миру, эти резкие переходы в далекие друг от друга темы произведены в рамках шести небольших предложений.
Затем человек переходит от бездеятельного созерцания к деятельности, и к вечеру он построил здание, которое он образовал из своего внутреннего солнца; и когда он теперь взирает на него вечером, он ставит его выше, чем первое внешнее солнце, потому что теперь он находится в связи с своим духом, а следовательно в свободной связи.
Then inactive contemplation is quitted for activity; by the close of day man has erected a building constructed from his own inner Sun; and when in the evening he contemplates this, he esteems it more highly than the original external Sun.
For now he stands in a conscious relation to his Spirit, and therefore a free relation.
***
Человек уже обратился к своему внутреннему миру. И тут он переходит от бездеятельного созерцания к деятельности, строит здание из своего внутреннего солнца. И чем же бездеятельное созерцание внутреннего мира отличается от строительства здания из внутреннего солнца?
Если мы сохраним этот образ, то уже в нем содержится указание на ход всемирной истории, на великую работу духа.
Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало.
If we hold this image fast in mind, we shall find it symbolizing the course of History, the great Day’s work of Spirit.
The History of the World travels from East to West, for Europe is absolutely the end of History, Asia the beginning.
***
Есть определенные основания для прослеживания истории с востока на запад: Месопотамия, Египет, Греция, Рим. Но в целом, конечно, это далеко не так. Поэтому концепция движения с востока на запад абсурдна. Но Гегель настолько рад, что он "открыл" закономерность, что он абсолютизирует ее (безусловно, absolutely).
Для всемирной истории существует Восток κατ εξοχην, так как Восток для себя есть нечто совершенно относительное; ведь хотя земля есть шар, однако история не описывает круга вокруг него, а, наоборот, у нее есть определенный Восток, и этот Восток есть Азия.
The History of the World has an East ; (the term East in itself is entirely relative), for although the Earth forms a sphere, History performs no circle round it, but has on the contrary a determinate East, viz., Asia.
***
Если история не описывает круга и у нее есть фиксированный Восток, то, достигнув Рима, история может двигаться только до Испании, чтобы кончиться там.
Здесь восходит внешнее физическое солнце, а на Западе оно заходит: но зато на Западе восходит внутреннее солнце самосознания, которое распространяет более возвышенное сияние.
Here rises the outward physical Sun, and in the West it sinks down: here consentaneously rises the Sun of self-consciousness, which diffuses a nobler brilliance.
***
Может быть какой-то смысл в словах, что на Западе восходит внутреннее солнце самосознания? Оно опускается на Востоке или вообще не светит на Восток?
Всемирная история есть дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной свободы.
The History of the World is the discipline of the uncontrolled natural will, bringing it into obedience to a Universal principle and conferring subjective freedom.
***
Разве субъективная свобода - это не представления человека о своей свободе, которые сужаются при столкновении с реальностью? Как же тогда у Гегеля субъективная свобода достигается с помощью дисциплины воли?
Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны.
The East knew and to the present day knows only that One is Free; the Greek and Roman world, that some are free; the German World knows that All are free.
***
Это мы уже слышали
Итак, первая форма, {99}которую мы видим во всемирной истории, есть деспотизм , вторая - демократия и аристократия , третья - монархия .
The first political form therefore which we observe in History, is Despotism, the second Democracy and Aristocracy, the third Monarchy.(122)
***
Оригинальная концепция. Имеет право. Если он конечно, способен обосновать ее.