4 марта - день памяти Николая Васильевича Гоголя (1809-1852).
Во времена Гоголя вопрос русского единства не был на повестке дня, практически никто это единство не оспаривал, поэтому прямых его высказываний по этому вопросу немного. Вот одна из заметок в записной книжке (1846-1851): «Обнять обе половины русского народа, северн<ую> и южн<ую>, сокровище их духа и характера».
В повести Гоголя «Тарас Бульба» русская земля показана как весь восточнославянский простор: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!» Т.е. русская земля не ограничивается одной Украиной, но включает и Москву.
А вот что пишет о творчестве Гоголя патриарх украинофильства П.А. Кулиш: «Гоголь… возвышается над исключительной привязанностью к родине и загорается такой пламенной любовью к нераздельному Русскому народу, какой только может желать от Малоросса уроженец северной России. Может быть, это самое великое дело Гоголя, по своим последствиям, и, может быть, в этом-то душевном подвиге более, нежели в чем-либо, оправдается зародившееся в нем еще с детства предчувствие, что он сделает что-то еще для общего добра. Со времен Гоголя взгляд Великороссов на натуру Малороссиянина переменился: почуяли в этой натуре способности ума и сердца необыкновенные, поразительные; увидели, что народ, посреди которого явился такой человек, живет сильною жизнью, и, может быть, предназнается судьбою к восполнению духовной натуры северно-русского человека. Поселив это убеждение в русском обществе, Гоголь совершил подвиг, более патриотический, нежели те люди, которые славят в своих книгах одну северную Русь и чуждаются южной. С другой стороны Малороссияне, призванные им к сознанию своей национальности, им же самим устремлены к любовной связи ее с национальностью северно-русcкою, которой величие он почувствовал всей глубиной души своей и заставил нас также почувствовать. Назначение Гоголя было внести начало глубокого и всеобщего сочувствия между двух племен, связанных материально и духовно, но разрозненных старыми недоразумениями и недостатком взаимной сцепки» (Об отношении малороссийской словесности к общерусской. Эпилог к «Черной раде» // П.А. Кулиш. Черная рада. Хроника 1663 года. М., 1857. С. 238, 239)