На моей четырехколесной старушке загорелась красная масленка. Обычно это означает, что давление масла ниже нормы. Но у меня иной случай. На моем мерседесе нет датчика давления масла.
Красная масленка у меня должна показывать критично низкий уровень масла.
Но так ли это или не так, стало понятно не сразу. Я обзвонил десяток мастеров, прежде чем сдвинулся в устранении неисправности. И некоторые из "мастеров" мне клялись по телефону, что 100% найдут у меня датчик давления масла, и это даже после того, как я им сказал, что у меня нет этого датчика. А был и такой "мастер", который покрыл матюками тех, "кто сказал мне такую чушь".
И это люди, которые долгие годы чинят машины и вроде бы должны сталкиваться с различными ситуациями.
Только один человек мне сказал, что я могу ездить и не париться, если щуп показывает нормальный уровень. Но свидетельство одного против десяти, утверждавших, что ездить мне нельзя, принять было страшно. И среди запрещавших ездить были мастера, специализирующиеся именно по мерседесам. А человек, разрешивший ездить, даже не занимался починкой машин, а только их перепродажей.
Что еще интереснее, это то, что когда я поменял датчик, проблема не исчезла, но мастер, поменявший мне его, подтвердил, что у меня действительно нет датчика давления, поэтому нет никаких оснований, чтобы не ездить. А ошибка с масленкой повляется, возможно, от окисленных проводов или что-то типа этого.
Возникает вопрос, что создает мастера? Ведь автомастером стать легко. Легко учиться, когда все ошибки наглядны. И ты знаешь, что ты совершаешь ошибки, и ты привык к постоянным ошибкам, и любой намек на ошибку понуждает тебя автоматически поднимать вопрос, а не стоит ли подкорректировать знания. И все равно люди тупят.
Насколько же труднее стать профессиональным историком, мастером в сфере, где вообще нет наглядных ошибок, где легко обмануться и пребывать в ложном представлении о своем "мастерстве".
Но в отношении ошибок ремесло историка не отличается от остальных ремесел. Ошибки мы делаем постоянно. И если "историк" не видит своих ошибок, это не может означать, что их нет. Это означает только то, что он их даже не умеет определять. Любое движение вверх - это обнаружение своей ошибки. Жизнь наша очень коротка, поэтому мы должны спешить в своем движении. И ошибки мы должны находить у себя постоянно.