Только вчера написал этот пост, еще не хотел публиковать, потому что пока не обработал его. Но френды сегодня подняли этот важный для меня вопрос.
Поэтому выкладываю, что я думаю по этому поводу.
На ком лежит ответственность за то зло, которое мы делаем? На самом себе или на внешних факторах?
Я не так давно понял, точнее - осознал одну простую истину:
грех всегда имеет и внутреннюю и внешнюю причину.
Именно так - и внешнюю и внутреннюю причину.
Внутренняя - это то, что вы выбрали грех, свободно, сознательно или подсознательно.
Внешняя - это бесы, вся совокупность их деятельности. Вся совокупность внешних факторов.
Всякий раз, когда говорят, что виноват только сам - начинаешь разбираться и понимаешь, что это еще не всё, что есть ещё кое-что.
Точно так же, когда говорят, что виноват кто-то другой (родители так воспитали, среда, влияние улицы, бес попутал и пр.) - начинаешь разбираться и понимаешь, что это еще не всё, что есть ещё кое-что.
Если человек надеется только на себя и верит только в себя, то и грехи для него совершенно трудно переносимы, сильнее разрушают его душу. Так как он их целиком берет на себя. А это ошибка, которая ведёт к другим грехам, чаще всего, - к унынию.
Надо всегда помнить, что
1. Борьба с грехом - это главное.
Но важна не сиюминутная победа над конкретным грехом.
Если, конечно, это не твой последний час, когда важен именно этот час.
Важна не победа в мелком локальном бою с грехом.
Важна не победа в танковом сражении. Важна победа в войне.
Поэтому здесь в борьбе с грехом, как и на войне, нужно побеждать, но нужно и беречь войско.
Иногда даже можно сдать город, чтобы сохранить войско и победить.
Поэтому важно не только, победил ты или проиграл, важно еще, сохранил ли ты войско, приобрел ли ты опыт, сделал ли правильные выводы из поражения.
А если человек всю вину за грех берёт на себя, то он как раз делает неправильные выводы из поражения.
А сделать неправильные выводы - это плохо. Хуже этого только если человек винит во всём других и обстоятельства. Но этот случай уж слишком примитивный, и сейчас его не будем рассматривать. Этот случай только ленивый не ругал.
Так что ошибку делает и тот, кто не берет ответственность за грех на себя (это уже больше чем ошибка) так и тот, кто всю ответственность берет на себя.
Если по аналогии с войной - полк разбит, полковник винит во всём себя. Не спит, обучает полк. Но опять и опять они проигрывают.
И не знает полковник, что в штабе предатель. Полковник винит во всём себя и даже не задумывается над внешними причинами. От этого страдает он сам, страдают люди и дело.
Нельзя надеяться только на себя, присваивать себе целиком победы (тут много желающих) или поражения (здесь хоть и редко, но бывают, желающие).
Надеяться только на себя - это гордыня.
И она может проявляться даже в форме присвоения себе всей ответственности за грех.
Присвоение себе всей ответственности - это игнорирование внешней силы (бесов и пр.).
А это и очевидно неправильно и легко приводит к унынию и усилению греха.
Неправильно хотя бы потому, что ежедневно мы видим обратные примеры.
Ну например, наивно полагать, что на дороге всё зависит от вас, что попадёте вы в ДТП или нет зависит всецело от вас.
Конечно, от вас многое зависит. Вы можете не превышать скорость и не выезжать на встречку. Но все прекрасно понимают, что и супер профессионала может стукнуть блондинка на розовом мерседесе, если ему не повезет (или повезёт, если он удачно познакомится).
Поэтому в борьбе с грехом очень важно понимать наличие внешней силы. Эта внешняя сила не может вас напрямую заставить или сломить, но у неё огромный арсенал отточенных методов. Она может вас легко подставить, обмануть и соблазнить.
Но предупрежден - значит вооружен.
.