СКАЗКИ НАШЕЙ ЭРЫ

Dec 18, 2019 15:12



Вчера, рекомендуя к просмотру "Эпидемию", я еще не знал, какой сыр-бор разгорелся вокруг пятой серии, а теперь знаю, - и поскольку есть разные мнения, хотелось бы пару слов сказать. Но прежде того следует объяснить, почему я не баню некоторых гостей блога, от которых толку чуть, зато амбрэ - ведро с горкой. Об этом меня частенько спрашивают, - а ответ давно дан мудрым Гэндальфом, наложившим запрет на устранение Горлума, ибо для чего-то же полезного и Горлум сгодится. И вот:




Давайте отожмем всю... ээээ... гражданскую позицию.
И:

Можно подумать, это первый русский бунт в кино показали. Разгон омоновцами бастующих рабочих был еще в «Восьмерке» (2014). Не помню чтобы эту кину запретили... Неизвестные типы в защитных костюмах, без знаков различий, уже в СМИ превратились в омоновцев, убивающих мирняк, и мол де за восстание мирняка против омоновцев сериал-то и того. И никого не смутило, что ранее в «Аванпосте» омоновцев закидывали булыжниками, а они колотили дубьем обычных возмущенных граждан и это событие в сюжете фильма никак не сказалось на его прокате. Все хавают новость, что «Эпидемию» зацензурила кровавая цензура за крамолу (ага, да).

Что ж, давайте разбираться.

Действительно, фильмов о жестком протесте "низов" против несправедливости  (в самых разных форматах) снято и показано немало, и никто их не закрывает. Навскидку:  "Ворошиловский стрелок" (первая ласточка), "Меч" (особенно первый сезон), "Деточки", "Восьмерка", "Аванпост", "Завод", - и так далее, и тому подобное. Однако "Эпидемия" (пятая серия) не из этого ряда.

Судите сами:

"Аванпост" и "Восьмерка" - локальный выплеск гнева обиженных "низов" (в общем, справедливого) выливается в слишком жесткие формы, и официальные правоохранители официально, - жестко, но в рамках дозволенного, - купируют этот выплеск, наводя порядок. Очень жизненно, очень реалистично, и никакой крамолы, - напротив, предуппреждение в художественной форме: дескать, плетью обух не перешибешь. По сути, полезные фильмы, и запрещать оснований нет.

"Ворошиловский стрелок" - столкновение личности с негодяями, которых покрывает даже не Система, а отдельные мудаки в рамках системы, и личность, в поисках справедливости, начинает мстить. Не системе, но конкретно обидчикам. Это противозаконно, - но это единичный случай, которому никто не будет подражать, если ситуация не запредельна. Да и Системе, - в основном положительная, - реагирует пристойно, снисходя к деду. Запрещать оснований нет.

"Меч" и "Деточки" - да. Тут уже как бы о гнилости Системы в целом, и все-таки с упором на то, что сама-то Система просто слабовата, а проблема в отдельных ее, пусть и высокопоставленных винтиках. И против этих "винтиков", но никак не против Системы, восстают некие "благородные мстители" (честные менты, наивные дети). По сути, сказки. Убаюкивающие, вдалбывающие зрителю, что если терпеть и ждать, обязательно прискачет Зорро. Запрещать оснований нет.

"Завод" - этакая "реалистическая фантастика". Главный злодей - мерзкий олигарх, кормящий кубло бандитов (это очень выпукло) и (видимо, но об этом вскользь) кого-то из начальства. И основная мысль фильма: требуй конкретного (выдачи зарплаты), и может быть, что-нибудь получишь. А вот хотеть чего-то "этакого" значит погибнуть с гарантией, и главное: желающие "этакого", по сути, провокаторы, которым на тебя и твою жизнь наплевать. Запрещать оснований нет.

А что же такое "Эпидемия" в пятой своей серии?
А тут интересно...

Давайте вспомним: "Неизвестные типы в защитных костюмах, без знаков различий, уже в СМИ превратились в омоновцев, убивающих мирняк". Ага. Именно так. Очень точно подмечено, и спасибо за эту точность. Потому что перед нами, с одной стороны, не ОМОН, официально усмиряющий незаконный протест, а некие "типы без знаков различия", которые не усмиряют, но убивают без всякого суда, в превентивном порядке смиренный, даже не помышляющий о протестах мирняк, - и...

И при этом, "неизвестные типы"  не имеют ни знаков различия, ни эмблем, ни даже лиц (такие себе alliens), - но экипировка их, оружие, транспорт, уверенность в себе очень четко свидетельствует: они, профессионалы, присланы именно для того, чтобы убивать лишний мирняк.  Спокойно, в рабочем порядке. То есть, это некая негосударственная, ноофициальная структура, привлеченная государством к грязной, но нужной властям работе. Не хватает только "Полета валькирии" в звукоряде.

То есть, - красной нитью, - смотри, виллан: власть, если ей нужно, просто вычеркнет тебя из жизни. На всякий случай. А это пугает, - и стало быть, крамола. Но еще большая крамола в отказе вилланов принять это, как должное. То есть, они-то и готовы принять (звучит же: "Может так и лучше, чтобы не мучились? Власть лучше знает"), но появляется некий персонаж, смущающий простые умы, -

и вот уже серая, неопрятная и неприятная масса распадается на отдельные монады, и у каждой свое мнение, и они что-то обсуждают, и делают выбор, и в итоге, взяв в руки оружие, позволяют себе  поднимать лапу на "чистильщиков", присланных свыше, - то есть, посягают на устои Системы, а по сути, и на вся Систему, основанную на принципе покорного подчинения безликому насилию.

Нет, конечно, все эти пожилые бабы, наповал бьющие профи, медсестра a la майор Че, неизбежный рояль в кустах: неспившийся калека, верный советской присяге, с арсеналом железа и боеприпасов... не, в жизни такого не бывает. Еще одна сказка. Но сказка плохая, не туда зовущая. Типа "Окраины". Даже хуже. Потому что "Окраина" выполнена в героических тонах, и воспринимается, как древний эпос, а здешние роли каждый может примерить на себя, и окажется как раз по размеру.

Так что, дорогие друзья, может, конечно, быть всякое, - но если, действительно, включилась цензура, это очень позитивный факт. Это означает, что Система, по крайней мере, еще способна что-то понимать и не лишена гуманности. В том смысле, что не хочет лишних, без крайней нужды кровопролитий. Перед которыми, ясен пень, не остановится, ибо ради стабильности на что не пойдешь, - но лучше не надо. Лучше просто не создавать почву для совершенно контрпродуктивных ассоциаций...

вопросы теории, тенденции, домашний кинозал, технологии

Previous post Next post
Up