История 4 класс. Часть десятая. Мы строим будущее России

Aug 22, 2022 17:18


Советский учебник закончился 1986 годом. Дальнейшая история описывается только в современном учебнике.

Предыдущие опусы:

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.

Часть четвертая.

Часть пятая.

Часть шестая.

Часть седьмая.

Часть восьмая.

Часть девятая.


Современный учебник

Раздел «Мы строим будущее России» начинается темой «Современная Россия», описывающей распад СССР и образование Российской Федерации. Чтобы не упустить нюансов приведу его полностью:

«Много тягот и лишений выпало на долю советского народа. Невероятных усилий потребовали строительство новой жизни после Гражданской войны, победа в Великой Отечественной войне, восстановление страны в послевоенные годы. Страна развивалась, но наряду с успехами в культуре, образовании, науке, медицине в политической и общественной жизни накапливались и негативные явления: отсутствие многих демократических прав и свобод, например свободы слова, злоупотребления государственных служащих и многое другое.

Все больше трудностей возникало и в экономике. Государство львиную долю средств тратило на вооружение и оборонную промышленность, другие же отрасли народного хозяйства практически перестали развиваться. В плачевном состоянии находилось сельское хозяйство. Из магазинов практически исчезли продукты питания. Товары народного потребления - одежда, бытовые товары для дома и многое другое - либо отсутствовали, либо были низкого качества. К концу 1980-х годов в стране начался экономический кризис.



Необходимы были экономические и политические преобразования. В стране была объявлена перестройка - реформы, направленные на ускорение социально-экономического развития, демократизацию всех сторон жизни общества. Главным средством демократизации стала гласность - открытая критика и обсуждение недостатков в жизни общества.



В советских республиках началось движение за национальную независимость - суверенитет. В 1991 году Советский Союз распался на 15 независимых государств. На карте мира появилось новое государство - Российская Федерация. Первым президентом нашей страны стал Борис Николаевич Ельцин. В последние десятилетия Россия сделала большой шаг вперед в экономическом развитии. Бурно развиваются многие ее регионы. Страна строит свое будущее».

В качестве примера развития приводится остров Русский во Владивостоке. Рассказывается об его военной истории, в том числе о руководителе строительства фортификационных сооружений на нем - генерале Карбышеве. Говорится о богатстве природы острова и деятельности на нем исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Далее идет подготовка и проведение на острове в 2012 году заседания стран Азиатско-Тихокеанского экономического сотрудничества, создание Дальневосточного федерального университета, океанариума. Рассказывается о планах создания дендропарка и парка живой природы.



«Так остров Русский превращается в точку экономического роста всей страны. Строят новую жизнь острова сами жители Приморья. Им помогают соседи - амурчане, хабаровчане, забайкальцы. Люди воплотили в жизнь идею строительства моста. Она родилась еще в конце 19 века, но войны и беды мешали ее осуществить. А теперь мост из прошлого в будущее построен».

В выводах подводится итог всей истории и анонсируются следующие темы, посвященные различным направлениям развития страны. «Путешествие по Реке времени привело нас из прошлого в настоящее. Современная Россия - наследница древней Руси и Московского царства, Российской империи и Советского Союза. Прошлое нашего Отечества и наша сегодняшняя жизнь тесно связаны друг с другом. А от того, какова жизнь сейчас, зависит и будущее страны. Настоящее - мост между прошлым и будущим. Мы сами каждый день строим свое будущее».

Тема «Здоровье России» рассказывает скорее о сельском хозяйстве. Доктрина продовольственной безопасности России 2010 года. «Страна сама должна производить для себя зерно, молоко и молочные продукты, мясо, сахар и многие другие продукты, чтобы люди были сыты и здоровы».

Про развитие сельского хозяйства рассказывают на примере Белгородской области. Приводится история изобретения получения подсолнечного масла крестьянином Даниилом Бокаревым в 1829 году. Говорится о современном развитии разных отраслей сельского хозяйства, в том числе пчеловодства. Предлагается рассказать о продукции сельского хозяйства, выращиваемого в родном регионе школьника, о традиционных блюдах.



Тема «Умная сила России» сообщает о развитии промышленности с помощью науки. Рассказывается о Пешеланском гипсовом заводе в Нижегородской области, основанном в 1933 году и модернизированном в наши дни, о развитии при заводе «побочных» направлений: музей горного дела и геологии, зоосад, восстановлении на заводе борнуковского промысла резьбы по камню, дополнительном образовании детей.



Рассказывается о Красноярске, как промышленном, научном и культурном центре. Об участии города в Совете Всемирной организации «Объединенные города и местные власти».

Школьникам предлагается обсудить вопросы: Что значит выражение «социальная ответственность? Есть ли в вашем крае заводы, фабрики, которые применяют научные разработки для успехов в производстве и в жизни общества? Для чего промышленное предприятие улучшает условия работы и благоустраивает жизнь вокруг своей территории? Почему необходимо сотрудничество промышленности и науки?

Выводом, который можно применить сразу к двум темам, является следующий пассаж: «Здоровье, продолжительность жизни, увеличение рождаемости, бодрый, деятельный настрой людей напрямую связаны с качеством жизни и в селе, и в городе. Россияне должны применять достижения науки для процветания Отечества. А еще надо развивать партнерские и побратимские связи в России и за рубежом для укрепления дружбы между народами».

«Светлая душа России» посвящена развитию культуры. Ассоциация народных художественных промыслов и ее мероприятия. Московский Пасхальный фестиваль, основанный в 2002 году Валерием Гергиевым. Проведение мероприятий фестиваля не только в столице, но и в больших и малых городах России, в других странах. Празднование Международного дня музеев и мероприятия, посвященные этому празднику. Ночь музеев.



Предлагается рассказать о народных промыслах и музеях своей малой родины.

Последняя тема посвящена вкладу, который школьник может внести в развитие России и называется она «Начни с себя». «Вы и ваши сверстники тоже работаете на будущее, выбирая себе дело по душе, познавая окружающий мир».

Рассказывается об Омском кадетском корпусе, его истории, выпускниках (генерал Карбышев, которого уже упоминали в рассказе об острове Русский, путешественниках Григории Потанине и Чокане Валиханове), современных условиях обучения в нем. Говорится о Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», его лауреатах.





Предлагается рассказать об истории своей школы и об успехах ее выпускников, своих личных достижениях и их влиянии на жизнь самих школьников и других людей.

«Все мы, ныне живущие, строим будущее России, каждый по-своему. Совершенствовать себя, занимаясь любимым делом, жить в ладу с природой и другими людьми по принципу «Не навреди!» - это и значит строить будущее свое и своей Родины. Не зря сказал мудрец своему ученику: «Будь лучше - и мир вокруг тебя преобразится».

Выводы

Как я говорил в предыдущем посте, описание современности в учебнике 2020 года имеет смысл сравнивать с описанием 1960-1980-х годов в советском учебнике. Сейчас пишут про Доктрину продовольственной безопасности, тогда писали про Продовольственную программу. В современном учебнике - про нынешнее развитие промышленности, в советском - про выполнение планов пятилеток. Советских школьников мотивировали строить коммунизм, современных школьников - строить «будущее России, каждый по-своему».

Если говорить об учебниках в целом, то советский учебник явно противопоставляет историю после 1917 года истории до этой точки. Российский учебник рассматривает историю СССР как часть большой истории России. Современный учебник гораздо в более нейтральном тоне рассказывает о противоречиях в обществе. Понятно, что каждый из учебников служит цели формирования члена конкретного общества, носителя соответствующей идеологии. Даже если этой идеологии официально нет.

Уроки истории, Учат в школе...

Previous post Next post
Up