История 4 класс. Часть девятая. Постепенное развитие или строительство коммунизма

Aug 13, 2022 13:21


Выходим на финишную прямую в сравнении современного и советского учебников истории для 4 класса. На повестке дня послевоенный период (1945-1986 годы). Советский учебник здесь и заканчивается.

Предыдущие опусы:

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.

Часть четвертая.

Часть пятая.

Часть шестая.

Часть седьмая.

Часть восьмая.


Современный учебник.

Данному периоду посвящены две темы.

«После Великой войны». Цена победы: 27 миллионов погибших, 1710 разрушенных городов и поселков, более 70 тысяч сел. Начало восстановления разрушенного еще в годы войны. Продолжение строительства гражданских объектов в годы войны (театр оперы и балета в Новосибирске, открытый 12 мая 1945 года оперой «Иван Сусанин»).

Восстановление довоенных показателей в важнейших отраслях народного хозяйства к концу 1950 года. Запуск в 1946 году первого в Европе ядерного реактора, восстановление работы первой турбины Днепрогэса в 1947 г. Заново отстроенные Сталинград, Киев, Минск, Новгород.



Трудности в восстановлении сельского хозяйства по причине направления основных усилий на восстановление и развитие промышленности. Засуха 1946 года. Тем не менее отмена продовольственных карточек в конце 1947 года.

Введение в 1949 году всеобщего обязательного семилетнего образования.

Вывод: «Быстрому восстановлению народного хозяйства после Великой Отечественной войны способствовал самоотверженный труд советских людей, их огромное желание скорее перейти к мирной жизни, сделать страну такой сильной, чтобы никто и никогда больше не покушался на ее свободу, чтобы никогда больше не было войны».

«Достижения 1950-1970-х годов». Развитие науки. Упоминаются А.Н. Колмогоров (про него подробнее есть в приложении), И.В. Курчатов, П.Л. Капица, С.П. Королев, А.Д. Сахаров. Первая атомная электростанция в 1954 году.

Освоение космоса. Первый спутник. Полеты Гагарина. Терешковой. Выход Леонова в открытый космос.



Строительство. Здание Московского университета. Мосты в Ленинграде (строительство новых и реконструкция старых). Массовое строительство жилья. «Советские люди стали переезжать из коммунальных в отдельные квартиры».

Спорт. Открытие «Лужников» в 1956 году. Олимпийские игры в 1980 году. Фотки Владислава Третьяка, Ирины Родниной и Александра Зайцева.



«А также в области балета...». Мировые гастроли Большого театра, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Ленинградского театра имени Кирова (в учебнике 2013 года еще упоминался Киевский театра имени Шевченко). Ансамбль народного танца Игоря Моисеева, Ансамбль песни и пляски имени Александрова.

В приложении приведены еще достижения в различных областях: Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году, экспедиции исследовательского судна «Витязь», строительство газопровода Бухара-Урал (завершено в 1964 году), завершение выпуска 30-томного издания «Флора СССР» (1964 год), посадка автоматической станции «Луна-9» на лунную поверхность (1966 год), серия игр советских и канадских хоккеистов (1972 год).

Вывод: «Советские люди в послевоенный период создали много из того, что вы видите вокруг себя: заводы, фабрики, электростанции, жилые дома, школы, больницы, театры, музеи, библиотеки, стадионы».

Советский учебник.

«Подвиг возрождения». Цена победы: 20 миллионов погибших, 1710 разрушенных городов и поселков, более 70 тысяч сел.

«В стране не хватало самых необходимых продуктов и товаров. Хлеб, масло, мясо, сахар, ткани, обувь выдавались строго по карточкам. В месяц можно было купить ровно столько, сколько было указано».

«В капиталистических странах многие считали, что для восстановления разрушенного войной хозяйства нашей страны потребуется не менее двадцати пяти лет. Наши противники не учли самого главного - силы героизма советского народа, построившего социализм, его любви к своей Советской Родине, великой организующей роли Коммунистической партии».

Послевоенная пятилетка. Заново отстроенные Смоленск, Харьков, Воронеж, Минск, Севастополь, Сталинград, Киев, Одесса. Запуск первой турбины Днепрогэса, первой домны Запорожстали. Начало строительства ГЭС на Волге, газопроводов.





Здесь же дан мотивирующий подпункт «Наше будущее - коммунизм»:

«СССР стал первой страной в мире, в которой построено развитое социалистическое общество. Советские люди строят коммунистическое общество. Построение коммунизма - цель нашей партии, нашего народа. Каждая пятилетка - шаг в этом строительстве, каждая решает большие задачи в жизни и труде советского народа. Главная из этих задач - дальнейший рост благосостояния советских людей. «Все во имя человека, все для блага человека. Чукча был в Москве. Чукча видел этого человека» - говорит наша партия. Советские люди трудятся для того, чтобы страна стала еще более могучей и обильной. Для этого нужно строить новые заводы и реконструировать старые, строить электростанции, прокладывать пути к другим планетам и дороги на родной земле, собирать богатые урожаи, делать научные открытия. Строить коммунизм - это учиться и трудиться в полную силу. Каждый человек должен не только хорошо знать свою специальность, но и быть всесторонне развитым, обладать высокой культурой в труде и в быту.

Для каждого советского человека, взрослого и школьника, сейчас самое важное - понимать, что настоящее и будущее страны в наших руках».

«...плюс электрификация всей страны». Ленинская формула коммунизма 1920 года («Советская власть плюс электрификация всей страны»). Развитие электроэнергетики в СССР.

Гидроэлектростанции на Днепре, Волге, Каме, Иртыше, Енисее, Ангаре. Красноярская ГЭС как крупнейшая электростанция мира. Строительство еще более мощной Саяно-Шушенской ГЭС.



«Не можем мы пока отказаться и от создания тепловых электростанций. Но строиться они будут только там, где есть дешевый, добываемый открытым способом уголь».

Атомные электростанции. Первая в мире Обнинская АЭС (1954 год). «Теперь их (АЭС) около десяти». Планы строительства атомных станций теплоснабжения для обеспечения городов теплом и горячей водой. «К концу одиннадцатой пятилетки АСТ дадут тепло таким большим городам, как Горький и Воронеж».

Проблема захоронения радиоактивных отходов. Один из путей решения - захоронение в «глубочайших расщелинах на земле и на дне океана». «Одно из важнейших преимуществ АЭС - их «чистота»: они не загрязняют окружающую среду вредными газами».

«Ученые ищут новые виды энергии». Проблема ограниченности ресурсов. «По подсчетам ученых, мировых запасов нефти хватит примерно на 150 лет. Нефть нужно поберечь не только как топливо. Ее можно и нужно использовать для производства пластмасс, искусственной шерсти, кожи и других материалов. Придется сокращать потребление нефти как топлива еще и потому, что нужно позаботиться о нашем здоровье и о климате планеты».

Перевод автомобилей с бензина на сжиженный газ. Ветровые электростанции. Приливные электростанции. Термоядерная энергия. Солнечная энергия. «Ученые и инженеры еще не знают, как при помощи солнца или ветра производить дешевую энергию».

Необходимость экономии воды, электроэнергии, тепла. Проект переброски сибирских рек в Среднюю Азию и возможные неблагоприятные последствия. Ответственность каждого за сбережение ресурсов. «На борту самолета или в поезде ставят краны, которые заставляют беречь воду. Нажал - вода течет, отпустил - прекратилась… Жители города Аральска, расположенного в пустыне не стали ждать, когда в магазинах появятся такие краны. Они делают их сами и ставят у себя в домах».



«Наука и техника на службе человека». Научно-техническая революция. Внедрение ЭВМ в промышленности и на транспорте. Оснащение предприятий «машинами-автоматами, роботами, автоматическими линиями». Повышение производительности за этот счет. Создание новых материалов с помощью химии. Камский автомобильный завод. Его строительство как ударная комсомольская стройка. «Несколько лет работали в камазовском ритме - шесть дней в неделю, а не пять, как везде». Первые машины к 25-му съезду КПСС и пуск второй очереди к 26-му съезду.



«Освоение космоса». Полет Гагарина. 211 суток полета Лебедева и Березового в 1982 году. Орбитальная станция. Научные исследования в космосе. Космическая медицина. Посадка автоматической станции «Венера-13» на Венеру в 1982 году. «32 минуты были отведены ему (спускаемому аппарату) были отведены ему для работы, пока страшная жара не перегреет автомат. Он проработал в четыре раза дольше, выдержав гигантское давление и температуру. Ведь он же советский аппарат.». «Цель космонавтики, как и любых других научно-технических исследований, - приобретение новых знаний о мире, о технике и решение тех задач, которые стоят перед народным хозяйством».



«Байкало-Амурская магистраль». Изречение М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Но «приступить к разведке и широкому освоению сибирских богатств смогло только Советское государство». Важность БАМа для освоения Сибири. Всесоюзная ударная комсомольская стройка. Строительство Северо-Муйского тоннеля. Укладка «золотого звена» 1 октября 1984 года.



«Современное сельское хозяйство». «Стране нужно много продуктов питания и сырья для промышленности. Коммунистическая партия и правительство ставят задачу - увеличить производство зерна. Его нужно очень много для питания людей, оно ценный корм для скота». Вклад науки в сельское хозяйство. Увеличение числа подготовленных специалистов в сельском хозяйстве. Повышение механизации труда в сельском хозяйстве. Изменение условий жизни на селе. Продовольственная программа 1982 года. Участие школьников в выполнении Продовольственной программы. Бережное отношение к хлебу.



«Основной Закон нашей страны». Конституция СССР 1977 года. Всенародное обсуждение. Принятие Верховным Советом СССР.

Право на труд, на свободный выбор профессий. «Представьте, если многие из вас захотят быть космонавтами, артистами, учеными. Можно ли это? Конечно, нет! Во-первых, не у всех есть для этого возможности: здоровье, способности. Во-вторых - обществу нужны люди разных профессий - сталевары и хлеборобы, врачи и учителя, водители автобусов и электропоездов, парикмахеры и продавцы. Вот почему профессию, как сказано в Конституции, нужно выбирать с учетом общественных потребностей».

Право на отдых, на охрану здоровья (бесплатная медицина), право на жилище (впервые записано в Конституции, бесплатное предоставление жилья, низкая квартплата), право на образование (бесплатное образование).

Обязанности: соблюдать Конституцию и советские законы, уважать права социалистического общежития, добросовестно трудиться, бережно относиться к народному добру, природе и ее богатствам. уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства, защита социалистического Отечества.

«Труд - дело чести, доблести и геройства». «Коммунистическое общество, которое строят советские люди - это общество людей труда… Трудовой человек видит в своей работе главное содержание жизни, свое счастье. Его отличает стремление делать любую работу отлично».

«Современный рабочий подходит к работе с умом, совершенствует свой станок, чтобы не только выполнить, но и перевыполнить планы, постичь тайны своей профессии». Н.Д, Карпов - Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, рабочий Новолипецкого металлургического завода. 80 изобретений.

«Главное, что отличает советского человека - это чувство долга и ответственности за дело, которому он служит, будь то работа или учеба».

Охрана природы. Хозяйское, экономное отношение к предметам. «Сколько стоят недописанные школьниками тетради?» Очистные сооружения («цех чистоты») на производстве. Использование вторичного сырья. Участие школьников в охране природы.

«Наша Родина в борьбе за мир и сотрудничество между народами». Социалистические государства, возникшие после Великой Отечественной войны. Совет Экономической Взаимопомощи. Нефтепровод «Дружба». Газопровод «Союз». Совместные строительство промышленных предприятий, научные исследования, исследование космоса, подготовка кадров.

Угроза ядерной войны. Борьба СССР за мир. Программа мира. «Советский Союз имеет самое современное оружие, чтобы отразить нападение любого врага, но никогда не нападет ни на большую, ни на малую страну». Сотрудничество с другими странами в разных областях.



«Коммунистическая партия Советского Союза ведет нас к коммунизму». Эпиграф из Интернационала: «Весь мир насилья мы разрушим… Мы наш, мы новый мир построим...». «О коммунизме, о справедливости и счастье многие века мечтали лучшие люди Земли… Коммунизм успешно строится в нашей стране под руководством Коммунистической партии. Она объединяет в своих рядах лучших, передовых людей нашей страны… Наша партия всегда действовала и действует организованно и целенаправленно. Все самые главные задачи, стоящие перед страной, отражены в Программе партии… В настоящее время советский народ успешно выполняет Программу партии, принятую на 22-м съезде КПСС в 1961 году…. Ступенями выполнения программы построения коммунизма являются пятилетние планы. Они обсуждаются на партийных съездах и утверждаются Верховным Советом СССР… Каждый пятилетний план имеет свою главную задачу… Главная задача, поставленная партией, - улучшение жизни всех советских людей, создание условий для развития каждого человека… От каждого из нас, от нашей работы, отношения к делу, дисциплины зависит успешное выполнение планов, намеченных партией».



Выводы.

Рассказ о восстановлении после войны очень сходен в обоих учебниках. Дальнейшие события в современном учебники описываются уже как давно прошедшие, делается упор на различных достижениях. При этом ни разу не упоминаются слова «коммунизм» и «партия», но с уважением говорится о труде советских людей, результатами которого пользуются и сейчас. Для советских школьников описываемый период был современностью. Поэтому много говориться об актуальных проблемах и задачах, которые требуется решить. Параграф, посвященный Конституции, можно считать началом изучения обществознания. В современном учебнике Конституцию и государственный строй Российской Федерации изучают в первом полугодии 4 класса, за пределами исторического блока. В советском учебнике много говорится о том, каким нужно быть школьнику, чтобы соответствовать высокому званию «строителя коммунизма». Эти положения нужно сравнивать с описанием современной России, требованиями к современным школьникам, к рассмотрению которых мы и приступим в последней части.

Уроки истории, Учат в школе...

Previous post Next post
Up