Пушкин писал «Евгения Онегина» больше 7 лет и печатал роман по главам.
Первая глава была опубликована в 1825 году.
Её опубликовали практически все литературные альманахи тех времён,в том числе газета «Северная пчела»,
во главе которой стоял Ф.В. Булгарин (романист, фельетонист, автор нравоучительных очерков, успешный издатель).
Сначала это была вполне себе либеральная газета, в которой печатались Пушкин, декабрист Кондратий Рылеев, Ф.Н. Глинка.
Но после восстания декабристов газета резко меняет свои взгляды,
а Булгарин всё чаще выступает с критикой литераторов пушкинского круга,
часто это было просто сведением личных счётов, потому что Булгарину тоже доставалось,
эпиграммы на него не писал только ленивый.
Вот карикатура неизвестного художника на Булгарина (предп. 1829-1830гг) с подписью-
Что если этот нос крапиву нюхать станет? Крапива, кажется, завянет!
В 1830 году, когда вышла VII глава «Евгения Онегина», Булгарин обрушился на Пушкина с резкой критикой.
Мол, тот ли это автор, что подарил публике «Руслана и Людмилу»?
И можно ли вообще требовать от публики внимания к таким произведениям, как эта глава?
И всё содержание, мол, только в том, что Таню везут из деревни в Москву!
И его (булгаринскому) сердцу больно от этой «бесцветной картины».
Словом, отчего Булгарин так ополчился на главу VII, мне непонятно, может, съел чего-нибудь...
И потому злится-злится, как пушкинский комар в сказке и, злясь, разбирает эту блистательную главу.
И «ни одной-то мысли в этой водянистой главе» нет и «ни одного чувствования, ни одной картины, достойной воззрения!»;
«нет блестящих стихов, прежних стихов автора», ну и так далее...
Правда, автор рецензии всё же выделяет всего две(!) строфы XXXVI и XXXVII, говоря, что они «очень хороши».
(Это строфы, где "Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!" и "напрасно ждал Наполеон...")
Словом, стоит перечитать эту блистательную главу,
которая как начинается лиричнейшими строками «Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега сбежали...»,
так и вся - образец бесподобной пушкинской лирики, будь то описание сборов в Москву,
будь то описание бала, где «с победою поздравим Татьяну милую мою»...
Я-то после этой рецензии испытываю к Булгарину личную неприязнь
(как сказал бы персонаж известного советского фильма «Мимино»),
потому что Булгарин ёрничает даже над лиричным из всех возможных лиричных описаний вечера
(один из моих любимых отрывков):
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна...
«Вот является новое действующее лицо на сцену: жук! Мы расскажем читателю о его подвигах, когда дочитаемся до этого.
Может быть, хоть он обнаружит какой-нибудь характер» (Булгарин).
Так что я, как встречаю где-нибудь «Булгарин», так сразу и вспоминаю, как он над пушкинским жуком насмешничал...
Поэтому закончу снимком - пусть это будет tribute пушкинскому жуку, который жужжал, а Булгарин злился.
Фото В. Златомрежев, а карикатура на Булгарина - из просторов Сети, своб доступ