Пятнадцатилетию краеведческого музея села Барково
Весенние исследования археологических памятников, находящихся на территории Пушкинского района, показали, что некоторые из них уничтожены (селища Муромцево 2, Лепешки 1, курганный могильник Царево 1 и др.), а многих может ожидать та же участь.
Среди них самое древнее из славянских поселений на упомянутой территории Барково 2. Его окружают дачные застройки, и дачники потихоньку начали переносить на участки культурный слой, принимая его за чернозем. Часть селища потихоньку превращается в свалку. Пришлось, пока не поздно, произвести его обследование металлодетектором с нанесением находок на план.
Было выявлено несколько скоплений находок, соответствующих, по всей видимости, местам построек. Надо отметить, что найденный комплекс предметов дают живое представление о жизни наших предков. Нет сомнений, что в данном поселении по крайней мере в XIV-XV вв. существовало металлопроизводство. Свидетельством этому служит огромное количество болотной руды, из которой в древности выплавляли железо. Это внесло соответствующую специфику в быт поселенцев. Даже такие предметы, как ременные накладки (11) и пряжки (5,6), которые обычно изготавливались из медных сплавов, здесь выполнены в железе. Но особо в этом плане следует отметить железный православный крестик XIV в., инкрустированный серебром (16). Довольно частыми находками оказались ключи (2-4) и части замков (8, 10) того же периода. Возможно, это связано с тем, что наши замки в то время очень ценились и были одной из основных частей экспорта (надо напомнить, что по Воре проходил тогда проходил торговый путь). Не забывали наши предки и о рыболовстве. А какая рыба в те далекие годы водилась в Воре, можно судить по крючку (1). Для ковки лошадей в зимнее время использовали ледоходный шип (12), подков еще не было. В южной части поселения, может быть, находился форпост. Вряд ли найденный в том районе «бронебойный» наконечник стрелы (13) использовали для охоты. То, что наконечник стрелы найден один, а так же отсутствие слоя угля на срезах испещряющих селище ям, дает возможность утверждать, что во время монголо-татарского нашествия поселение не подверглось истреблению и сожжению. Предметы домонгольского времени были обнаружены только на дне и в отвалах ям. К ним относятся пластинчатый и щитовой перстни (17,19), ложновитое кольцо (20), шумящая привеска бубенчик (14) и пуговичка «гирька» (15). Исключение составил лишь простенький без рисунка щитовой перстенек (18), который, к моему удивлению, оказался в коре у корня березы! По итогам поисков в краеведческом музее села Барково открыта небольшая экспозиция. Затем ее планируется экспонировать в музее г. Пушкино.
Трудно передать ощущения, когда извлекаешь из земли и держишь в руках подобные древности. Они будто послания нам из тех, давно ушедших, веков. А, ведь, возможно, эти предметы принадлежали кому-то из моих пращуров. Дело в том, что мои предки по материнской линии из находящейся верстах в семи от Баркова деревни Васюково, известной с XV в. Если принять во внимание, что барковское поселение к этому времени приходит в упадок, то можно предположить, что какой-нибудь Васюк (имя достаточно распространенное в то время) в поисках лучшей доли, или просто женившись, решил отселиться. Приглядел неподалеку на Талице красивое место и основал там свое поселение. И сам по себе, и от родни не далеко. Ведь семь верст, если верить пословице, совсем не расстояние.
Член Союза краеведов России
Василий Коршун
Опубликовано:
Пушкинский Вестник, № 1(309), 2006