В I тысячелетии нашей эры в Подмосковье проживали люди, относящиеся к Дьяковской археологической культуре, которая считается прин
![](http://pics.livejournal.com/pushkino_2009/pic/0006ec1g/s320x240)
адлежащей финно-угорскому населению. Селились они в основном по берегам рек на высоких мысах, с двух сторон окруженных оврагами. Таким образом, с трех сторон поселения находились естественные преграды, а четвертую дьяковцы закрывали частоколом. Подобные городища в Пушкинском районе обнаружены на Уче возле Тишкова и на Воре под Красноармейском. Кроме археологических памятников дьяковцы оставили о себе память в гидронимики. Названия рек Клязьма, Уча, Воря и др. предположительно имеют финно-угорские корни (1). Несмотря не то, что при археологических раскопках дьякояских городищ попадались единичные предметы древних славян, говорить о их проживании в Подмосковье той поры вряд ли можно. Так найденный под Звенигородом скифский наконечник стрелы не означает, что там жили скифы, а найденные на Клязьме ракушки каури вовсе не свидетельствуют о проживании в этом регионе негритянского племени. Это всего лишь признаки широких торговых связей, существовавших издревле.
Первые славянские поселения в Подмосковье появились в XI веке.
Северо-восточнее реки Клязьмы расселились смоленско-полоцкие кривичи. Племенным отличием у них были носимые женщинами браслетообразные проволочные височные кольца, которые крепились кожаными ремешками к головному убору типа кички (2). При изучении древних захоронений бассейнов рек Клязьмы и Вори археологами были найдены эсоконечные височные кольца (рис. 1, 1) и кольца с обоими завязанными концами, которые характерны для XI-XII веков (3).
Юго-западнее Клязьмы поселились племена, признаком которых были семилопастные височные кольца, носимые на вертикальной ленте, пришитой к головному убору. Находки древнейшего типа семилопастных колец, бытовавшего в XI веке, не дает возможности достоверно утверждать, были ли это вятичи или радимичи (4). Более поздние семилопастные височные кольца так называемого подмосковного типа ни в каком другом регионе так массово не встречаются, а по сему никаких параллелей по племенной принадлежности провести нельзя. Представители именно этих племен поселились в XII веке на берегах реки Учи, о чем свидетельствуют находки в курганных захоронениях близ Пушкино (рис. 1, 2) и бывшего села Курово. Следует заметить, что к этому времени племенное разделение у славян уже не существовало, в височные кольца носились как дань памяти племенной традиции и представление о былой племенной обособленности. Этим объясняется наличие в кривических женских курганных захоронениях бассейна реки Вори семилопастных височных колец (3).
Поселения славян XI-XIII вв. располагались на плоских террасах рек в непосредственной близости у воды. Вода всегда была необходима как для жизни, так и для хозяйственных нужд. Кроме того, в то время весь район покрывал непроходимый лес и сообщение между селениями возможно было только по рекам.
Начавшееся в XIV веке массовое заселение северо-востока Подмосковья повлекло за собой хищническое истребление лесов, приведшее к весенним половодьям. Жителям селений, подвергавшихся по весне затоплениям, пришлось покидать обжитые места и селиться на пологих склонах водораздельных холмов (3), учиться искать воду, копать пруды и колодцы.
- Поспелов Е.М., Топонимический словарь Московской области, М., 2000
- Седов В.В., Восточные славяне в VI-XIII вв., Археология СССР, М., 1982
- Чернов С.З., Сельское расселение в Московском княжестве второй половины XIII в., Русь в XIII веке, М., 2003
- Коршун В., Височные украшения древней Руси: типология, хронология символика, Родная старина, №2, 2008
Рис. 1. Височные кольца в собрании краеведческого музея г. Пушкино.
1 - браслетообразное проволочное эсоконечное височное кольцо;
2 - семилопастное височное кольцо.
Василий Коршун
Член союза краеведов России
Газета "Пушкинский вестник"