Клязьма. История, воспоминания. Части IV - VII.

Mar 01, 2010 17:11

2 июля 2010 г. - 85 лет со дня рождения Вален­тины Анатольевны Капустиной (р. 1925), краеведа. Создатель и руководитель му­зея истории Клязьмы (1993), автор кни­ги «Клязьма: история, воспоминания» (2003).

Окончание. См. части I-III.

ЧАСТЬ IV. КЛЯЗЬМА ДО РЕВОЛЮЦИИ


В дореволюционные годы станция Клязьма не имела платформы, а лишь домик железнодорожника и билетную кассу. Зато была всем известная чайная, где сейчас клуб. Перед приходом поезда можно было видеть извозчиков, ожидавших с поезда приезжих.
В те годы Клязьма представляла собой дачный поселок. Улицы-просеки, поросшие травой, как газоны, и тротуар. Двухэтажные дачи с небольшими, но в том же стиле, как и дачи, хозяйственными постройками. Обязательно с домиком для обслуги. На каждой даче свой дворник, который следил и за порядком прилегающей улицы. Тротуары посыпались песком. Поддерживалась в порядке рядом канава для стока воды. Лиственных деревьев не было. Участки представляли собой хвойный лес с цветником у домов. На каждом участке имелся свой колодец. Весной на лошадях возили из рек лед и набивали им погреба.
Река была глубокая, с множеством рыбы. Водились даже судаки и стерляди. Рыбак Арсентий разносил и продавал ее по утрам.
Была в Клязьме небольшая кондитерская. Она находилась недалеко от станции между Пушкинской и Некрасовской улицами. На углу Лермонтовской и Гоголевской улиц - кондитерская палатка. Хозяевами были два брата Пузановы. Кроме кондитерских изделий они выпекали французские булочки; их разносили горячими в плетеных корзинках наемные рабочие.
На углу улиц Грибоедовской и Писемской была дача Рогожиных, которые владели в Москве мануфактурной фабрикой. На даче был красивый сад, участок. Сама хозяйка Рогожина была красавицей. Было у них три сына и дочь. Летом, в день рождения детей, сад украшался китайскими фонариками, устраивали фейерверк.
В деревянной церкви на Лермонтовской улице каждый день шла служба, а в большие праздники, на Пасху - разряженные дачники семьями шли к заутрене. Вокруг церкви устраивался Крестный ход.
Над церковно-приходской школой и церковью шефствовала семья Александренко. Александренко построил и каменную церковь. Умер он в 87 лет.
В парке, за церковью, была летняя эстрада и танцевальная площадка. В воскресенье вечером из Пушкино приезжал духовой оркестр. Выйдя из поезда в Клязьме, оркестранты выстраивались и шли по Тургеневской улице до парка, играя марши и вальсы, приглашая тем самым дачников. Там же устраивались выступления артистов из Москвы.
На реке было несколько частных купален, а там, где песочный пляж, была лодочная станция. Лодки были и весельные, и моторные.

Двойнова Елена Степановна,
год рождения 1907.

ЧАСТЬ V. ДВАДЦАТЫЕ И ТРИДЦАТЫЕ

Еще в середине 20-х годов Клязьма была красивейшим поселком. Над рекой шатром нависали плакучие ивы. Напротив, на правом берегу луга. Теперь там березовая роща и радиомачты. Река была глубокая, местами опасная. На левом берегу, ближе к мосту, тоже луга бывшие владения Протопопова.
Усадьба Протопопова стояла выше, на горке, ближе к месту, где от железной дороги идет Верещагинская улица. Это был большой деревянный дом с прилегающими к нему хозяйственными постройками. Все выкрашено в розовый цвет. Забора в те 20-е годы уже не было. Парк же с липовой и березовой аллеями прекрасно сохранился. Сохранился и фигурный бассейн бывшего фонтана. В 20-х годах в этом доме было общежитие учащихся музыкального техникума им. Римского-Корсакова. В 30-х годах в нем разместилась администрация питомника служебных собак.
За железнодорожным мостом правый берег крутой и высокий. Там были расположены бахрушенские дачи (по направлению к Черкизову). Бахрушенские дачи и сейчас стоят, но их трудно узнать, в одной из них, находящейся вблизи Черкизовской церкви, и находился музыкальный техникум. Учились там, в основном, талантливые девушки и юноши, отобранные из детских домов. В техникуме был большой хор, которым руководил замечательный человек Василий Петрович Власов.
На правом берегу, за мостом, выше по течению реки опять луга, а за лугами глубокий лес ныне санитарная зона.
Хутор, который положил начало Клязьме (теперь Аксаковскя улица), в 20-х годах был улицей с двумя колодцами. Это была как бы деревня, сильно отличавшаяся от дачного поселка с широкими улицами и красивыми домами. Вокруг хутора были еще единоличные поля, застраивали их в 30-тые годы и позже. В конце хутора сосновый лесок (где теперь санаторий) был полон ландышей и фиалок, а за лесом - поле с обилием васильков и ромашек (теперь Пушкинская горка). Вдоль улицы Грибоедовской, граничащей с тарасовским полем, был узкий, совсем невысокий вал и канава, как бы овражек, доходивший до Ярославского шоссе (теперь "Аллея первоклассников"). По-видимому, овраг был вырыт когда-то здешними крестьянами, спасавшими поле от стада своих же коров стадо гнали по Грибоедовской улице, а затем через Ярославское шоссе. Шоссе было узкое, покрытое булыжником. Машины проезжали очень редко. По шоссе шли ломовые лошади, запряженные в телеги или сани.
Центральной улицей в поселке считалась Тургеневская. Она упиралась в деревянную с голубыми куполами церковь Гребневской Божьей Матери, которая была видна от самой станции. За церковью находилось маленькое кладбище, переходящее в хвойный лесопарк. Церковь эту посещало много народу. В Пасху вокруг церкви был крестный ход. Звонили колокола. Звон был слышен по всей Клязьме.
Рядом находилась церковно-приходская школа. Часть здания, где размещались классы, была одноэтажной. В двух классах в две смены занимались дети с первого по четвертый класс. Рядом с деревянной церковью и школой стоит и большая каменная церковь. Кованые ворота находились перед каменной церковью. Мы еще застали церковь нетронутой, как бы новой, но внутри ничего не было только высокие беленые до купола стены. Дверь портала обита чеканным железом, ручки большие толстые кольца, а над входом колокольца.
Лесопарк за этим духовным ансамблем занимал квартал от Лермонтовской к Писемской улице. В 30-х годах там построили дачи Моссовета. А до этого там был теннисный корт, площадки для крокета, городков и других игр. Играли и мужчины, и женщины.
Многие земли, даже близкие к "центру" поселка Клязьма, не были застроены. Например, Гоголевская улица по четной стороне от пожарной до керосиновой лавки. Это тоже был хвойный лесок. А по ту сторону его, через Менделеевскую улицу поле. Клязьма отличалась широкими гладкими улицами, покрытыми травой. Это были как бы газоны, в середине которых узкая проезжая часть. Были и тротуары, отделяемые канавкой. Транспорта почти не было. Поэтому не было и грязи.
Разнообразием и роскошью отличались заборы. Это были заборы из досок до 30-40 см шириной, резные, замысловатой формы, с красивыми оконцами. Столбы с железными острыми наконечниками и много других выдумок. Покрашены они были, в основном, в мягкий бежево-белый цвет. Участки за заборами огромные, иногда на целый квартал, с елями и соснами. Многие дома были единственными в своем роде, отличались удивительной резьбой.
Более всего отличался дом, занимавший целый квартал по Салтыковской улице, между Пушкинской (№ 48) и Тургеневской (№ 39) улицами. Дом Александренко, с башенками и теремами.
На перекрестке Лермонтовской и Пушкинской улиц, прямо на середине, была построена высокая деревянная водокачка, но трубы по улицам не были проложены. Архитектура водокачки отличалась своеобразной шестиугольной формой.
По улицам Клязьмы ходили мастера, предлагая свой труд. Кричали: "Стекла став-лю!", "Точу но-жи, нож-ни-цы!". Ходили и с продуктами. Идет человек, на голове у него картуз и маленькая подушечка, на которой он несет лоток с фруктами или мясом. Кричали: "Кому виноград, груши, персики!" или "Кому парная вырезка, куры!". Предлагали и мороженое. Крестьянки из ближайших деревень носили молоко, творог, сметану, яйца, масло, так как рынка тогда еще не было.
Пищу готовили на дровах. Примуса и керосинки тогда не были в моде. Дрова покупали у мужиков, которые возили их зимой из дальних мест, В 30-е годы многие дома уже были заселены как коммунальные.
Однако это не мешало Клязьме еще сохранять дух прошлой жизни.

Худякова Вера Юльевна,
год рождения 1922.

ЧАСТЬ VI. СТОЯЛ ПОСЕЛОК НА ПОСТУ

Как только по радио объявили: "Граждане, воздушная тревога!" - ни одной искорки в поселке не было заметно.
Штаб противовоздушной обороны поселка имел бомбоубежище, где находились дежурные, дружины для оказания медицинской помощи и гашения пожаров. Во дворе школы, да и у всех домов, были вырыты щели для укрытия от бомбежек.
Осенью 1941 года фашисты бросали зажигательные бомбы на поселок, сожгли нашу поликлинику (сейчас на этом месте находится здание конторы ПОСПО). Надо было видеть, с какой самоотверженностью люди спасали из огня медикаменты, мединструменты и другое имущество.
Зажигательные бомбы упали на детский дом "Юный строитель" (ул. Некрасовская 23), на крышах которого дежурили комсомольцы. По счастливой случайности никто из детей не пострадал, были обожженные дежурные.
Два разе немецкие самолеты обстреливали людей. Обстреляли очередь, стоявшую за продовольственными карточками во дворе поссовета (Пушкинская 29). Фашисты сбрасывали и фугасные бомбы. Одна упала на Пушкинской улице напротив домов 18 и 20, вторая - на Толстовской. От зажигательных бомб сгорело несколько домов в Звягине.
Жители Клязьмы собирали теплую одежду для бойцов Красной Армии. Люди несли тулупы, шубы, валенки, одеяла. Работники Звягинского колхоза и жители Звягина только за один день принесли 4 тулупа, 11 пиджаков, 10 шапок, 8 пар валенок, 6 брюк, 16 джемперов, 2 одеяла, 4 пары варежек, 6 шарфов.
Тяжелыми были весны 1942 и 1943 годов. По разнарядке Госкомитета Обороны наше население заготавливало и сдавало пригодную для питания зелень - крапиву, щавель. Жители поселка не только во дворах, но и на всех улицах сажали овощи, в основном, картошку и капусту.
В Клязьме на случай отступления наших войск были назначены явочные квартиры и расквартированы партизаны-работники ЦК и МК партии, было завезено и спрятано оружие. В Пушкинском районе был также сформирован партизанский отряд. Командиром его назначили председателя Пушкинского райсовета С. Д. Медведева, комиссаром - секретаря Пушкинского горкома партии М. И. Гусева. Штаб партизанского отряда находился в Зверосовхозе. От Клязьмы в отряде была я (по партизанскому паспорту Ольга Андреевна Андреева), от Звягина - И. В. Крылов (живет в настоящее время в Москве).
Для борьбы с диверсантами был создан истребительный отряд. В него входили в основном старшеклассники. Отряд располагался в помещении клуба.

Владыко Александра Андреевна,
бывшая председатель поссовета.

ЧАСТЬ VII. ПАМЯТНИКИ ЗЕМЛЯКАМ

В годы Великой Отечественной войны 1117 жителей Клязьмы были призваны на защиту Отечества. Не вернулись домой 675 солдат и офицеров. Пали смертью героев в боях за Советскую Родину Григорий Котитенский, Георгий Агичкин, Петр Жарков, Андрей Зац, Валентин, Николай и Василий Тюркины, Николай и Евгений Шипиловы, братья Наумовы, Сафроновы, Шакировы, Сергей Виноградов...
Стали Героями Советского Союза Федор Нелидов, гвардии подполковник, командир кавалерийского полка и Иван Грачев, гвардии капитан, летчик-истребитель. В их честь поименованы две улицы Клязьмы.
На Тургеневской улице в 1967 году на народные средства был поставлен памятник воинам-клязьминцам, погибшим на фронте.
Ежегодно в День Победы над фашистской Германией у памятника проходят митинги, стоит почетный караул. Жители Клязьмы приносят к нему цветы. Подобный памятник есть и в Звягине.
На улицах Нелидова и Грачева на средства жителей установлены мемориальные доски.
В декабре 1990 года в школе № 1 была открыта мемориальная доска с именами учителей и выпускников, погибших на войне. Ее изготовили на свои средства и установили своими руками одноклассники погибших, те, кто окончил школу в первые военные годы.
92 человека ушло тогда на фронт, многие добровольцами. В списке погибших 3 учителя и 25 учеников.
На печальном торжестве были нынешние ученики школы и, конечно, одноклассники погибших на войне, среди них бывшие фронтовики Глеб Иванович Ермолаев, Сергей Герасимович Мокроусов, Анатолий Васильевич Митяев, Василий Куклин... Был и Константин Григорьевич Белов, инженер-энергетик - потомок первожителей Клязьмы.

Лившиц А. С.,  историк.

Библиографический список
использованных материалов

1. В. О. Ключевский. Сочинения, т. 5. стр. 244, 275, 279 - издания социально-экономической литературы. Москва, 1958 г.
2. Письма архивного управления Мосгорисполкома, Центрального государственного исторического архива г. Москвы от 06.02.90 г. № 34/8 и 12.02.90 г. № 34/8.
3. Всемирная история т. 6, стр. 114. О государственных крестьянах - стр. 234.
4. Отчет Комитета Общества благоустройства поселка Клязьма за 1914 г. и план поселка Клязьма на 1915 г. Москва.
5. С. Казенков. Газета "Маяк" от 15 января 1981 г. "150 лет Клязьме".
6. А. Белов. "Люберцы. По следам легенд". Люберцы. 1990 г.
7. С. В. Демидов. "Художник С. И. Вашков и его постройки в пос. Клязьма" в сборнике "Реставрация и исследования памятников культуры" М. 1982 г.

Книга доступна в Интернете по этой ссылке .

пушкинский район, клязьма, памятник

Previous post Next post
Up