Краснокирпичное чудо в Черкизове

Dec 22, 2009 15:50

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы гордо возвышается на высоком правом берегу руки Клязьмы недалеко от станции Тарасовская. 

Как свидетельствуют летописи (по материалам краеведа В. Санкова), стояла в Черкизове на этом самом месте церковь Покрова и четыре века назад - но была она деревянной. Потом ее перенесли в соседнее селение Звягино, а в Черкизове во второй четверти XIX века установили часовню (на холме у реки, в конце нынешней улицы Главной). Правда, от прежних церковных строений и следа не осталось. Последний раз я побывал в Черкизово морозным январским днем. Снег укутал все окружающие церковь пейзажи. Да и река Клязьма оказалась закована льдом. Лишь в одном месте усмотрел я промоину.


В Тарасовский храм меня с самого раннего детства возила моя покойная бабушка. Нам, жителям Мытищ, не имевшим в городе своей церкви, добираться до Тарасовки на электричке было пустячным делом. Позже я узнал, что строительство каменного храма Покрова было под покровительством хозяина местной ткацкой фабрики В.П. Новикова, а также именитых московских купцов, имевших в Черкизове дачи. Говорят, что на их пожертвования возводилась и церковь. Впрочем, как упоминает краевед В. Санков, пожертвования на строительство и убранство поступали также от жителей Черкизова, Тарасовки и других близлежащих деревень. Естественно, приходишь к мысли, что не такие уж бедные были местные жители... В. Санков упоминает, что в одном из музеев (правда, не цитирует в каком), ему удалось обнаружить документ с упоминанием даты освящения Храма Покрова - 6 июля 1903 года. С этого дня Черкизово приобрело статус села. В нем значилось тогда 55 домов. На фабрике Новикова работало 506 человек - крестьяне Черкизова, Тарасовки, Звягино. Впрочем, отвлечемся немного.

Историческая справка:

Фамильный музей рода Бахрушиных. Цитирую с орфографией начала XX века: "В воскресенье 6 июля 1903 г. в 9 часов утра при деревне Черкизово, близ Тарасовской платформы, Московско-Ярославской, Архангельской железной дороге, имеет быть освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Чудотворца Николая и преподобного Сергия... Строители оного храма В.П. Новиков, Д.П. Бахрушин и др." Далее сообщается расписание отходящих из Москвы поездов. Автор заинтересовался историей этого грандиозного храма и узнал массу любопытных деталей, которые, я думаю, касаются очень многих исторических мест Московской области. Мои изыскания, посвященные Покровскому Собору, имеют свою предысторию.

Первое. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, наверное, самый "молодой", не считая строящихся и открывающихся в наше время церквей. Покровский Собор лишь через полтора года отметит свое столетие. Поражают размеры церкви. Колокольня вознеслась на 50 метров. Да и пять глав подняты более чем высоко. Как утверждают исследователи, храм может вместить до 500 человек. Я до сих пор удивляюсь, какая была необходимость строить такой грандиозный собор в небольшом по тем временам дачном поселке, где кроме ткацкой фабрики и платформы железной дороги по большому счету ничего не было...

Второе, на чем хотелось бы остановиться особо. Ни в одном мало-мальски известном и доступном широкой читающей публике справочном издании я не обнаружил (или не нашел) упоминания о Покровском Соборе, хотя само Черкизово, как место историческое, известно. Вскользь храм упоминается в связи с жизнью поэта Д.Б. Кедрина, да и то можно лишь догадаться, что речь идет именно о нем. Да и в какой-то публикации в Мытищинской газете "Родники" проскользнуло упоминание об этой Тарасовской церкви. Не нашлось места для упоминания об этой церкви в солидном двухтомнике "Памятники архитектуры Московской области", переиздававшемся не раз. Впрочем, надо отдать должное: на стене справа от входа скромно красуется небольшая мраморная доска, где сказано, что, мол, таковой памятник архитектуры охраняется государством. Правда, на этой доске даже не указано, что уж совсем вызывает удивление, когда построено это культовое сооружение. Только на каменной ограде, которой обнесена территория, прилегающая к собору, прикреплена доска, где четко сказано (чтобы не вводить хотя бы здесь в заблуждение), что последняя сооружена к 50-летию освящения Покровского Собора, в 1953 году. У церкви захоронены протоиерей Н. Морозов и староста Е. Тюняева, при которых и была возведена вокруг церкви кирпичная ограда. Двойственность об истории церкви, мягко говоря, удивляет. Храм существует почти столетие, действует, посещается прихожанами, наконец, даже охраняется государством. А с другой стороны, найти о нем сведения не представляется возможным.

Впрочем, я оговорюсь, в фамильном музее рода Бахрушиных специалист найдет сведения, только чуть ли не "засекреченные". В 20-е годы где-то сказано об этом архитектурном памятнике в Москве, но я до них не сумел добраться. Лишь во время моего последнего посещения Храма Покрова, мне предложили только что вышедшую малюсенькую брошюрку, в которой очень кратенько, буквально в двух словах, повествуется об истории сооружения этой церкви. Меня до сих пор поражают размеры церкви и колокольни и в то же время ее удивительная легкость, краснокирпичная декоративность, ажурность отделки. Кирпичная кладка аккуратна, выверена и живописна. Войдя внутрь храма, попадаешь в огромное пространство. При входе на своде огромное панно, изображающее Иисуса Христа, шагающего по водам. Своды расписаны на темы библейских сюжетов. Обилие икон. Бесспорно, для такого поселка, как Черкизово, Покровский Собор очень дорогой архитектурный и культовый памятник. Более 20 лет служит в Черкизовской церкви нынешний ее настоятель протоиерей Петр Петрович Андреев. Он поведал мне, что во времена так называемого "большевистского иконоборческого движения" в 20-30-е годы были неоднократные попытки закрыть церковь. Но черкизовцы (по словам В. Санкова) встали на защиту - собирали подписи по домам и на фабрике. Отстояли. Храм, по словам настоятеля, не закрывался ни на один день. Как мне сказали, в 1965-66 годах в том храме служил и Александр Мень, которого настоятель лично хорошо знал и с которым довелось нести церковную службу. Много интересного удалось узнать, посетив Покровский Собор. Например, колокола на звоннице были даром семьи купца Н.И. Шишелова. Их, правда, во время Второй мировой войны сняли и переплавили для нужд фронта (право, как в петровские времена). До сих пор гордостью Покровского Собора являются икона св. Серафима Саровского, икона св. Николая Чудотворца, люстра над алтарными вратами. В ограде покоятся самые уважаемые люди в приходе. За алтарем похоронен первый настоятель храма (1903-1920 гг.) иерей Я.П. Ключарев. Время все расставляет по своим местам и как ни пытались (если не удавалось закрыть, то может разрушить) стереть память, умолчать в литературе по архитектуре, все равно пробивается печатное слово. И одна из первых ласточек, доступных широкой публике, - возможность приобрести небольшой проспект о Покровском Соборе. Горделиво возвышается на высоком берегу реки Клязьмы храм Покрова Пресвятой Богородицы уже почти век. Несмотря на свою молодость, он заслуживает к себе глубокого уважения как людей верующих, так и тех, кто интересуется русским искусством и архитектурой. Далеко виден храм, а для тех, кто проезжает на электричке в сторону Москвы или обратно в Пушкино, он как на ладони. А звон церковного колокола слышен за несколько километров. Ценность памятника определяется не только (даже порой не столько) его древностью, сколько художественной ценностью. Поэтому все, что имеет эту ценность, важно сохранить и преумножить.
Владимир ЦЫПЛАКОВ
http://www.mosoblpress.ru/yarosl/show.shtml?d_id=156526U

Газета "По Ярославке"

Фото: http://www.namaste.org.ua/images/photoalbum/album_22/church_53_t2.jpg

тарасовка, черкизово, клязьма, храм

Previous post Next post
Up