В «Калининградской правде» №75 от 16 июля была помещена статья о древнейшей сухопутной дороге из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Сегодня расскажем об одной из первых железных дорог - Московско-Ярославской. При написании статьи использованы факты и документы, приведённые в книге П.А. Киселёва «Тарасовка. Страницы истории» (2006 г.).
Середина XIX века. В России начинается интенсивное строительство железных дорог. Первая, государственная, из Петербурга в Москву была открыта в 1851 году. Железнодорожное строительство требовало больших финансовых вложений. Однако для тех, кто обладал достаточными средствами, оно же сулило и немалую прибыль. Два крупнейших купца-предпринимателя Иван Фёдорович Мамонтов и Василий Александрович Кокорев, разбогатевшие на винном откупе, решили вложить свои капиталы в постройку дороги от Москвы до Сергиева Посада. Надежду на удачное предпринимательство внушал большой поток богомольцев к Сергию.
В 1858 году начались проектные работы. В 1859 году выходит «высочайшее повеление» царя об утверждении Устава «Общества Московско-Ярославской железной дороги». В Уставе оговаривалось, что дорогу первоначально проложат до Сергиева Посада. Строительство до Ярославля будет осуществлено, если «правительство признает её нужною для общей пользы промышленности» или же «само общество найдёт сооружение сего пути для себя полезным». В том же году началось строительство дороги под техническим руководством инженера, выпускника института путей сообщения, генерал-майора барона Андрея Ивановича Дельвига, руководившего также строительством Мытищинского и Нижне-Новгородского водопроводов, шоссейных и железных дорог. В проектировании дороги принял участие талантливый инженер и предприниматель Фёдор Васильевич Чижов, впоследствии служивший в правлении железной дороги. Именем Фёдора Чижова названа электричка-экспресс, следующая до Александрова.
Троице-Сергиевская железная дорога заметно отличалась от строящихся в то время других дорог высоким качеством земляного полотна, профилем и строительными сооружениями, хотя строилась теми же примитивными средствами и ручным трудом землекопов. Дорогу протяжённостью в 70 вёрст прокладывали в течение трёх лет. Её открытие состоялось 18 августа 1862 года. Поезд проходил это расстояние за два часа. Делал четыре остановки: в Мытищах, Пушкино, Талицах (ныне Софрино) и Хотьково. Из Москвы поезд отправлялся в 7 и 13 часов, а из Сергиева Посада - в 10 и 18 часов. Существующие сейчас вокзалы на станциях Пушкино и Мытищи были построены в 1905 и 1911 годах.
В вагонах устанавливались чугунные печи, отапливаемые углём или дровами, освещались вагоны фонарями с сальными свечами. Для освещения станций использовали керосиновые, а впоследствии - керосино-калильные фонари. Билет в вагоне I класса стоил 2 рубля, II класса - 1,5 рубля, III класса - 80 копеек. По тем временам - недёшево.
Строительство железной дороги продолжил сын И.Ф. Мамонтова - Савва Иванович Мамонтов, и 15 февраля 1870 года прошёл первый поезд до Ярославля, а в 1897 году и до Архангельска.
P.S.
Вклад Мамонтовых в развитие железных дорог увековечен в названии платформы «Мамонтовская» и присвоении имени Саввы Мамонтова поезду, отправляющемуся с Ярославского вокзала.
«Мамонтовская» была первой платформой, появившейся на перегоне между Мытищами и Пушкино. Слева и справа от железной дороги стояли две дачи. Одна (слева) принадлежала Александру Николаевичу Мамонтову (двоюродному брату Саввы Ивановича), другая (справа) - ближайшему родственнику из семейства Мамонтовых - Горбову. Внешне эти дома по своим архитектурным формам напоминали Болшевский дом Ценкера, так как строились в одно и то же время - 80-90 годы XIX столетия. Дом Горбова не пережил перестроечных времен, в начале 1990-х он сгорел, а спустя почти 20 лет такая же участь постигла дом Ценкера. Если к этому ещё добавить также уничтоженный огнём в 1997 году дом Прове-Калиша в Сосновом бору в Болшеве, то получается весьма печальная статистика!
Раиса ПОЗАМАНТИР
Постоянный адрес cтатьи:
http://gazetakoroleva.ru/?number=2009090&st=505