Храм Святителя Николая. Последний древний патриарх

Nov 08, 2009 10:01



Иконы для новоявленного храма патриарх заказал тогдашнему жалованному иконописцу Петру Золотому - ученику живописца Ивана Безлина и знаменитого живописца Симона Ушакова. В переписной книге 1702 г. сообщалось, что в церкви имелись образы Всемилостивого Спаса, Нерукотворного Спаса, Пресвятой Богородицы, Богородицы Смоленской, архангела Михаила, пророка Илии, апостола Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, архидиакона Лаврентия, архидиакона Стефана.
      За годы своего патриаршества святейший Кир Адриан приобрел такое уважение, каким мало кто из князей Православной Церкви пользовался у Петра Первого. Об этом, в частности, говорит обычная форма государственных документов тех лет: «Божию милостию великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец советовав со отцем своим, великого государя богомольцем, с великим господином, святейшим Кир Адрианом, архиепископом Московским и всея России и всех северных стран патриархом».

Перед Азовским походом, где ему предстояло возглавить армию, царь 9 декабря 1695 г. посетил Кира Адриана и засиделся у него за беседой «с начала 5 часа ночи до 8 часа; и по восстании и шествии Его, Великого Государя, патриарх благословил его образом Богородицы Владимирская».

Больше года Петр Первый отсутствовал в Москве, но регулярно сообщал патриарху о всех, одержанных победах, советовался о некоторых предпринимаемых реформах.

В 1696 г. Патриарх тяжело заболел. Оказавшись на пороге смерти, пораженный параличом, он дал обет поставить в Москве церковь Девяти Мученикам Кизикских рядом с Новинским домовым патриаршим монастырем. Обет патриарха был исполнен, но улучшения здоровья не последовало. Узнав из донесения о болезни святейшего Кира Адриана, 1 октября 1696 г., буквально в день возвращения из Азовского похода, «Великий Государь Петр Алексеевич изволил быть у патриарха и сидеть в Столовой палате с последнего часа дневных часов до другого часа ночи до последней четверти». Чтобы поблагодарить государя, патриарх распорядился купить в Яблочном ряду у торговца Ивана Васильевича 50 яблок «самых добрых больших наливу за 4 рубля», а на прощание благословил царя образом Всемилостивого Спаса.

Поденные записи придворного обихода свидетельствуют, что 21 февраля 1696 г., в первое воскресение Великого поста, Петр Первый гостил у Кира Адриана «с первого часа ночи до третьего часа ночи» и «на отпуске» был благословлен образом Владимирской богородицы. 31 августа 1698 г., сразу по возвращении из Великого посольства, Петр Первый просидел у патриарха «до 10 дневного часа и был благословлен образом Успения Богородицы. На этот раз угощение было особенно торжественным, почему отпустили на него «вина секту полворонка, рейнского полведра, 2 ведра меду вишневого, меду малинового ведерный оловеник (кувшин), пива мартовского трехведерный оловеник, меду светлого ведерный».

Это было начало стрелецких казней, когда царь жестоко расправился с бунтарями, казнив 1239 и сослав большинство стрельцов. Пережить Стрелецкое восстание и все последовавшие за ним события, а тем более повлиять ни них в сторону смягчения приговора, Киру Адриану уже не было дано. В 1700 г. его не стало.

После смерти патриарха Петр Первый в 1703 г. перенес столицу государства на берега Невы. Зная об особых отношениях царя с последним патриархом, современники поговаривали, что если бы Кир Адриан был жив, то он непременно убедил бы Петра Первого не оставлять отеческих могил и народных святынь.

Может быть, царь действительно не надеялся на поддержку патриарха, щадил больного и не торопился с задуманными им нововведениями. Но вот в чем был уверен Петр Первый, так это в том, что Кир Адриан благословит его план перестройки обучения священнослужителей. Вскоре в официальных документах появилось «Изложение речи Петра I, сказанной при посещении больного патриарха Адриана о необходимости просвещения для России, о целях и способах организации школ для борьбы с невежеством». В нем, в частности, говорилось:

«Евангельское учение и свет его, си есть, знание Божией человеком, паче всего в жизни сей надобно. И на школы бы всякия потребы люди благоразумно учася, происходили в церковную службу и в гражданскую воинствовати, знати строение и докторское врачевание.

Еще же мнози желают детей своих учити свободных наук и отдают зде иноземцом оныя, инии же и в домех своих держат, будто учителей, иноземцов же, которые славянского нашего языка на знают право говорити. К сему еще иных вер, и при учении то малым детям и ереси своя знати показуют, отчего детем врем и церкви нашей святой может быть спона велия, а речи своей от неискусства повреждение.

А в нашей бы школе при знатном и искусном обучении всякого добра учинилися. И кто бы где в науке заправился в царскую школу, хотя бы кто побывать пришел, и он бы ползовался.

И чего смотрети же надобно и прирадеть тщательно зело. Но яко вера без дела, а дело без правыя мертво есть обоя, тако слово без промысла, а труд без чина и без потреб не успеет ползовати».

Петр Первый, проживший еще четверть века, незадолго до своей кончины в 1721 г. упразднил патриаршество, а вместо него учредил коллективный орган - Духовную коллегию, вскоре преобразованную в Святейший Правительственный Синод во главе с обер-прокурором - лицом светским, назначаемым императором. В заботах об укреплении России он не забыл о своем духовном наставнике и в полном составе перевез в Санкт-Петербург патриаршьих певчих из московского домового патриаршего храма Девяти Мучеников Кизикских. До конца своих земных дней в часы отдыха царь разучивал с ними духовные концерты и слушал их пение.

Василий ПАНЧЕНКОВ

http://p-pushkino.narod.ru/pages/194/page7.htm

Фото:

http://agios.itkm.ru/pics/5/180.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Patriarkh_Adrian.jpg

известные личности, храм, пушкино

Previous post Next post
Up