Одной из дошедших до наших дней старинных достопримечательностей Пушкино является водонапорная башня, возвышающаяся на привокзальной площади. С одной сторон
ы, она - «нелепый анахронизм», мешающий движению автобусов, с другой - сооружение, формирующее облик прилегающей территории.
Водонапорная башня была построена для того, чтобы снабжать водой паровозы на новом железнодорожном пути, ведущем в Сергиев Посад. А когда подвижной состав электрифицировали, она потеряла свое назначение, превратившись в напоминание о прошлом. Во время Гражданской войны от башни отправился на Южный фронт революционный полк, сформированный из местных жителей. Прибыв на место назначения, он подвергся нападению деникинцев. Многие пушкинцы сложили тогда головы под ударами сабель... В честь этого исторического факта в свое время по инициативе председателя ВООПИК Е. И. Васильева на конкурсной основе разрабатывался проект памятной доски, которую планировали разместить на стене башни. Времена изменились, доска, к сожалению, так и не появилась…
Сотни пассажиров, проезжая мимо станции Пушкино, видели долгое время лишь облезлое, обветшавшее сооружение. Конечно, попытки привести башню в порядок предпринимались. Ее штукатурили, подкрашивали, но… Еще совсем недавно стены башни были завешаны рекламными щитами, что не прибавляло ей изящества. За последние годы город наш сильно изменился, похорошел. Наконец, дошла очередь и до привокзальной площади. Водонапорную башню окружили строительные леса и зеленая защитная сетка. Рабочие усердно счищают слои краски, образовавшиеся за много лет. Когда реконструкция завершится, на башне можно будет водрузить табличку: «Памятник архитектуры XIX века. Народное достояние».
Д. ПЕТРОВ.
Газета Маяк
09 июня 2008
http://ia-pushk.mosoblonline.ru/historymo/859.html
Старая водонапорная башня у железнодорожной станции Пушкино - один из символов города. Даже сейчас, пожалуй, она продолжает оставаться архитектурной доминантой привокзальной площади. А уж в ту пору, когда Пушкино еще являлся дачным городком, утопавшим в море зелени, башня была одним из самых высоких сооружений в округе. Сколько же лет этому величественному спутнику нескольких поколений пушкинцев?
Совершенно очевидно, что местная башня появилась значительно позже знаменитой Пизанской в Италии и немного раньше Шаболовской в Москве. Если же говорить серьезно, то понятно, что построена башня после прокладки железной дороги Москва - Сергиев Посад, еще до Октябрьской революции, то есть между 1862 и 1917 годами. Но ведь это более полувека! А нельзя ли дать точный ответ? «Теперь - можно», - сообщил известный пушкинский краевед Г. Б. Китайгородский. И отыскал этот ответ Григорий Борисович буквально на днях. Ему удалось побывать внутри башни. И там, по его словам, он нашел чугунную отливку с датой - «1903». Выходит, башня встала у станции Пушкино еще до начала «великих потрясений» в России: до Первой русской революции и даже до Русско-японской войны с ее обороной Порт-Артура, гибелью «Варяга» и Цусимского сражения. Ну а в нынешнем году, благодаря находке краеведа, башню-символ можно поздравлять со 105-летием. Не юбилейная, но вполне круглая дата!
Газета "По Ярославке"
06.06.2008
http://www.mosoblpress.ru/yarosl/show.shtml?d_id=164226 Фото:
http://photofile.ru/photo/nordprod/2270807/71442287.jpg
http://www.pushkino.org/photo/gorod/&atype=gal&aaction=viewi&fid=40